Мнение

Свобода народного волеизъявления

О том, какое значение имеет предстоящий референдум в политической жизни страны, рассказала и. о. председателя суда № 2 Семея Торгын Кудайбергенова.

– Торгын Рахимгазиевна, в последний раз в Казахстане всенародный референдум проводился в 1998 году, когда граждане принимали новую Конституцию Республики Казахстан. Нелишним будет рассказать впервые голосующим и молодым гражданам РК, что же такое референдум и чем он отличается от обычных выборов?

Референдум – это, прежде всего, всенародное голосование по проектам Конституции и конституционных законов, а также наиболее важным вопросам государственной жизни Казахстана. То есть перед избирателями ставится вопрос не выбора конкретной партии или кандидата, которые будут представлять их интересы в высших эшелонах власти, а принятия решения по судьбоносному изменению конституционного строя. Гражданам предлагается самим определить дальнейший путь своей страны. Это высшая мера свободы народного волеизъявления.

При этом право голосования на референдуме, как и на любых выборах, имеют казахстанцы, достигшие 18 лет, за исключением недееспособных граждан и тех, кто в данный момент отбывает наказание в местах лишения свободы. Они временно лишаются своего избирательного права.

– Давайте подробнее остановимся на самих поправках, которые Президент РК предлагает вынести на референдум. В чём их суть и значение?

– Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своём Послании народу Казахстана 16 марта 2022 года озвучил целый комплекс мер и реформ, которые целиком и полностью ориентированы на дальнейшую демократизацию казахстанского общества, на сегодняшний день уже вступившего в период активной трансформации.

Чтобы кардинально преобразовать современное общество и построить Новый Казахстан, потребовалось существенное реформирование нашего Основного закона страны – Конституции Республики Казахстана. Для этого необходимо внести изменения более чем в  30 статьях Конституции. На самом деле это большой прорыв и огромные политические реформы. Ведь изменение статей в Конституции в дальнейшем приведёт к поэтапному преобразованию всей нормативно-правовой базы республики, которая в конечном итоге и регулирует основные направления жизнедеятельности граждан в рамках соблюдения законности.

На мой взгляд, большое общественно-политическое значение будет иметь изложение пункта 3 статьи 6 Конституции РК, которое гласит: «Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу». В настоящее время эти блага принадлежат государству, и именно оно может распоряжаться земельными ресурсами по своему усмотрению. После внесения изменений только народ может принимать окончательные решения о том, как он будет распоряжаться своим главным богатством – землёй.

– А что Вы думаете по поводу уточнения полномочий Президента и усиления роли Парламента?

– Уверена, что внедрение элементов парламентаризма в президентскую форму правления уже в ближайшее время приведёт к стимулированию сотрудничества парламента и правительства в сфере законотворчества.

Так, например, законопроекты, внесённые в порядке законодательной инициативы правительства республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения или конституционному строю, охране общественного порядка, подлежат рассмотрению Парламентом немедленно на совместном заседании его палат. То есть после внесения изменений в Конституцию уже Парламент, законодательная ветвь власти, будет принимать окончательное решение о внесении изменений в законы страны даже в условиях чрезвычайных ситуаций. А Правительство будет обладать правом принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, которые будут действовать только до момента вступления в силу принятых Парламентом законов. Иными словами, Правительство в этих случаях сможет принимать экстренные меры временного характера, пока законодатели не примут окончательное решение по тому или иному вопросу.

Реформа касается и пересмотра порядка формирования палат Парламента – Сената и Мажилиса. В Мажилисе, к примеру, предлагается право отзыва избирателями депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу, в порядке, определённом конституционным законом.

Кроме того, предложено сократить президентскую квоту на места в Сенате Парламента с 15 до 10 депутатов. При этом лишь пятерых может предложить в качестве сенаторов Ассамблея народа Казахстана.

Эти меры значительно ограничивают влияние Президента на состав верхней палаты Парламента, а значит, и на принятие новых законов и подзаконных актов, регулирующих жизнь наших граждан.

Что касается формирования нижней палаты Парламента Мажилиса, то Президент предлагает нам вернуть элементы мажоритарной системы выборов и остановиться на смешанной форме выборов, объединяющей в себе выборы по пропорциональной системе для членов партий и мажоритарной системы, дающей право самовыдвиженцам, не состоящим в партийных союзах, проявить себя в качестве политика и законодателя. При этом в Мажилисе будет введено право отзыва избирателями депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу. То есть, если депутат, избранный народом, не выполняет представленной народу программы, его коллеги вправе лишить его депутатского мандата и объявить по этому избирательному округу дополнительные выборы.

Надо сказать, что предложенные изменения в Конституции РК в значительной степени расширяют компетенции Мажилиса Парламента, усиливая парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета. Для этого счётный комитет преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой должен два раза в год отчитываться перед мажилисменами.

На самом деле это огромный шаг к демократизации общества. Подотчётность бюджета депутатам нижней палаты должно гарантировать прозрачность его расходов и доходов, движения финансовых потоков, направляемых на реализацию крупных проектов, связанных со строительством, ремонтом дорог, инфраструктуры, развитием социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры и спорта в стране.

– В ряде предложенных изменений есть и статьи, регулирующие работу судебной системы и защиты прав граждан нашей республики…

– Вы правы. Так, вместо Конституционного Совета в Казахстане будет работать Конституционный суд, в состав которого войдут 11 судей. Именно этот высший орган законности в стране, Конституционный суд, по обращениям граждан будет рассматривать на соответствие Конституции нормативно-правовые акты, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закреплённые в Основном законе Республики Казахстан.

Кроме того, предлагается расширить права Уполномоченного по правам человека в нашей республике. К примеру, предложено дополнить ст. 83-1, согласно которой уполномоченный по правам человека сможет содействовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина и способствовать продвижению его прав и свобод.

При этом при осуществлении своих полномочий уполномоченный по правам человека независим и неподотчётен государственным органам и должностным лицам. Он в течение всего срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечён к уголовной ответственности без согласия Сената Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Эти чрезвычайно широкие полномочия и права дадут возможность на любом уровне защищать права и свободы граждан, не оглядываясь на высокие должности и возможности административного ресурса у тех, кто может препятствовать решению конфликтной ситуации. Только конституционный закон сможет определять правовое положение и организацию деятельности Уполномоченного по правам человека.

– Все эти изменения в большей степени касаются высших эшелонов власти. Однако есть и блок реформ, которые призваны изменить деятельность и на уровне регионов. Например ограничение власти акимов разных уровней и формирование маслихатов областей, городов и районов.

– Действительно, в статью 87 пунктом 4 Конституции РК предложено внести изменения, согласно которым акимы областей и городов республиканского значения будут назначаться Президентом РК с согласия депутатов маслихатов. Казалось бы, именно так всё и было до последнего времени. Однако изменения есть. Если раньше депутатам маслихата предлагалось только утвердить предложенную Главой государства кандидатуру, то теперь Президент должен будет представить народным избранникам не менее двух кандидатов на должность акима области. И главой региона станет тот из них, кто получит наибольшее количество голосов депутатов областного маслихата. Это даст депутатам областного маслихата право в дальнейшем большинством голосов от общего числа выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности перед Президентом РК. То есть теперь аким области будет подотчётен не только перед Президентом, но и перед областным маслихатом, представителями народа.

Подводя итоги, хочется отметить, что ключевая миссия граждан в управлении государством, в том числе посредством институтов прямой демократии, на протяжении всей истории государственной независимости Казахстана выступает стратегическим компонентом демократической организации меняющейся политической системы суверенного Казахстана.

Это очень важно для обеспечения в Новом Казахстане должного представительства интересов населения, повышения электоральной активности граждан и их заинтересованной вовлечённости в процесс переустройства страны.

Именно поэтому гражданский долг каждого избирателя – принять участие в референдуме, который во многом определит будущее Казахстана.

Екатерина Гуляева

Еще новости

Back to top button