Локомотивы сельских территорий
Ещё в прошлом году на одном из совещаний в Правительстве Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ, подводя итоги реализации Программы развития сельских территорий, подчеркнул, что она не решила всех проблем на селе, необходимо вновь вернуться к этому вопросу и подойти к нему комплексно и детально.
То есть создать специальную программу-схему территориально-пространственного развития страны (кстати, такая схема на данный момент уже утверждена), в которой отдельным пунктом предусмотреть создание опорных сельских населенных пунктов, имеющих достаточную потенциальную емкость, для того чтобы развивать социально-культурную и производственно-инженерную инфраструктуры села.
Именно по этому поводу аким области Бердыбек САПАРБАЕВ провел совещание с акимами городов и районов Восточного Казахстана, где заслушал их отчеты по наполнению проектами региональной Карты занятости и созданию сельских опорных населенных пунктов на подведомственных им территориях.
Если говорить в целом о программе занятости сельского и городского населения на 2012 год, то плановые цифры этого документа (сводная таблица по Карте занятости) впечатляют. Более двенадцати тысяч новых рабочих мест получат восточноказахстанцы к концу нынешнего года. Кроме того, будут реализованы в городе и на селе четыре проекта республиканского масштаба, 32 региональных, 1049 малых, 577 сельскохозяйственных проектов, в том числе непосредственно в нескольких десятках сёл, определенных акимами городов и районов в качестве сельских опорных населенных пунктов.
Наибольшая нагрузка ляжет на два главных города области – Усть-Каменогорск и Семей, где в этом году планируется запустить в работу более 570 проектов различного характера, создав 6817 новых рабочих мест.
Картина, конечно, достаточно идеалистическая, местами похожая на сказку, на что по ходу совещания неоднократно обращал внимание аким области. И главный камень преткновения на пути реализации этой красивой сказки – финансы. Точнее, их недостаточность.
Дело в том, что согласно положению о создании опорных сёл, не менее трети средств на реализацию различных проектов должны предоставить базовые предприятия этого села. Второй вариант – работать в рамках социальной ответственности предпринимателей.
К сожалению, многие инвестиционные проекты, представленные акимами городов и районов, предполагают, как правило, два источника финансирования – областной и районный бюджеты.
К примеру, на повышение статуса сел Шынкожа и Айгыз в Аягозском районе предполагается изыскать примерно
50 млн тенге, из них более 36 млн – бюджетные средства, около четырнадцати – собственные средства крестьянских хозяйств. «Но настолько ли богаты крестьяне, чтобы потянуть такую сумму? – спросил аким докладчика. – Согласятся ли потратить ее для благо-устройства родных сел?». Ответ был однозначным: «Конечно, да».
Или село Семиярка в Бескарагайском районе, которое тоже включено в список будущих опорных сел. Здесь, по словам акима района, один из предпринимателей готов вложить в развитие села и реализацию нескольких инвестиционных проектов аж… 353 млн тенге.
– Что-то я очень сомневаюсь в реальности этой цифры, – отметил Бердыбек САПАРБАЕВ, – во всем районе вы столько не наскребете, а тут вдруг один инвестор готов выложить вам на блюдечке такие деньги. По-моему, здесь явная недоработка управлений экономики и бюджетного планирования, предпринимательства и промышленности, которые не проверяют подобные грандиозные планы.
По ходу выступлений первых руководителей городов и районов (всего информацию по этому поводу озвучили тринадцать акимов), были и другие замечания. Касались они многих моментов, но в первую очередь, глава региона просил обратить внимание на сроки реализации проектов и реальные источники финансирования.
В частности, сильно удивляют планы по развитию села Кокжайык в Кокпектинском районе. Здесь планируется создать в разных сферах деятельности почти 450 новых рабочих мест, а на все проекты, в том числе и по созданию сельской зоны развития бизнеса, потратить около восьми млрд тенге. Из них пять миллиардов – заемные средства и более 100 миллионов – в рамках социальной ответственности бизнеса.
– От ваших планов прямо дух захватывает, – сказал по этому поводу аким области. – Картинка, нарисованная вами, настолько благостная, что ваш новый опорный населенный пункт завтра вполне может претендовать на звание второго областного центра. Но… планы – планами, а ведь первый объект в Кокжайыке вы должны сдать в эксплуатацию уже девятого мая текущего года. Получится ли? Смотрите, слово – не воробей, обещания свои придется выполнять…
Всего по ходу почти четырехчасового совещания были презентованы программы развития почти всех городов и районов, подробно обсуждены десятки инвестиционных проектов, выслушаны все «за» и «против» тех или иных «претендентов» на звание опорных населенных пунктов развития, или по-иному – региональных сельских «точек роста».
В заключение аким области подвел итог разговора:
– В качестве первого замечания хотел бы отметить недопонимание некоторыми акимами и ответственными работниками областных управлений самой сути программы по развитию сельских территорий, созданию опорных населенных пунктов, – отметил он. – Главное во всей этой «песне» – дать движение экономике района. И упор здесь нужно делать на лучших и желательно крупных крестьянских хозяйствах и сельхозформированиях, которые станут локомотивами экономических преобразований на селе.
По мнению акима, после создания в районе двух-трех «образцово-показательных» сел, к хорошей и зажиточной жизни потянутся и другие аулы, их жители тоже захотят благоустроить свои территории и поневоле подтолкнут на благотворительность и добрые дела своих более обеспеченных и предприимчивых земляков.
Следующий момент. Как считает Бердыбек САПАРБАЕВ, при составлении программ развития, отборе инвестиционных проектов для включения их в Карту индустриализации, Карту занятости, Карту малых проектов не следует «пускать пыль в глаза», гнаться за миллиардами и сотнями миллионов тенге.
– Красивой сказкой сыт не будешь, – подчеркнул он, – нужно смотреть правде в глаза и осознавать, что миллиардные инвестиции возможны лишь в исключительных случаях, которых у нас в области раз, два и обчелся. Более реальны для каждого опорного села инвестиции в 20-30 млн тенге, 5-6 мелких проектов, которые действительно могут улучшить и облагородить жизнь сельчан.
В докладах акимов, по словам главы региона, озвучен ряд проектов, надежность финансирования которых вызывает большие сомнения. Это относится, прежде всего, к инвестициям, проходящим через АгроФинанс, СПК «Ертiс», банки второго уровня. Условия первого финансового института хорошо известны – документов нужно предоставить немало, средства СПК ограничены, на всех определенно не хватит, банки второго уровня тоже весьма осторожны и привередливы в выборе проектов. Так что нужно реально смот-реть на вещи и надеяться на синицу в руках, а не на журавля в небе.
Далее Бердыбек САПАРБАЕВ попросил обратить внимание на такой важный момент, как софинансирование малых проектов из спонсорских и собственных средств предприятий (крестьянских хозяйств), микрокредитование сельчан за счёт микрофинансовых организаций и сельских кредитных товариществ.
– Есть районы, – отметил он, – где эта работа практически на нулевом уровне. Это относится, прежде всего, к Бескарагайскому, Зыряновскому, Шемонаихинскому районам, городам Курчатову и Риддеру. А ведь небольшой кредит, порою, становится началом большого дела, которое в дальнейшем вырастает в серьезный проект. Этот момент обязательно нужно учитывать.
По мнению первого руководителя области, нужно все планы по Карте занятости и опорным селам доработать и согласовать с профильными областными управлениями, финансовыми институтами до первого апреля.
– Ориентируйтесь примерно на программы развития сельских территорий таких районов, как Кокпектинский, Жарминский, Аягозский и Урджарский. К ним замечаний у меня меньше всего, а опыт урджарцев по закреплению за каждым инвестиционным проектом конкретного ответственного лица из акимата достоин того, чтобы его взяли на вооружение другие города и районы.
Завершил свое выступление аким области напоминанием о важности двух предстоящих кампаний: антипаводковых мероприятий и весенне-полевых работ.
– Время летит быстро, – подчеркнул он, – не успеем оглянуться, как снег сойдет, и технику нужно будет выводить на поля. Всем акиматовским работникам во главе с акимами нужно уже сейчас заняться проверкой сделанного и не сделанного. Лично заглянуть на каждый пруд и водоем, осмотреть шлюзы и мосты, плотины и дамбы. По селам проехать, с главами крестьянских хозяйств пообщаться на предмет наличия сортовых семян, горюче-смазочных материалов, ремонта и готовности техники, подготовки механизаторов. Обстановка должна быть ясной и понятной уже к началу апреля, чтобы потом не было никаких ЧП и авралов, а вся работа шла размеренно и строго по графику.



