Образование

Никто не должен остаться «за бортом»

Никто не должен остаться «за бортом»

План нации «100 конкретных шагов». В рамках этой стратегической программы многое пришлось пересмотреть, внести коррективы и изменения в законы. Образование – не исключение. Реформы в этой сфере, как показало время, нужны и важны. И вот на смену прошлой госпрограмме развития образования на 2011-2020 годы пришла новая – «Развитие образования и науки Республики Казахстан на 2015-2019 годы». 1 марта текущего года Указом Президента программа была утверждена. На сегодняшний день Правительством одобрен и план по ее реализации.

Осталось только объяснить, как все будет внедряться и осуществляться. Много вопросов накопилось у самих работников образования, учителей, учеников и их родителей. Именно поэтому в Восточный Казахстан с разъяснительной миссией специально прибыл вице-министр образования и науки РК Такир Балыкбаев. Он побывал в двух крупных университетах – ВКГУ и КАСУ, встретился с коллегами со всего региона – педагогами, преподавателями, студентами.

Такир Балыкбаев сразу обозначил шесть главных идей новой государственной программы: институциональное развитие (строительство школ, детских садов и информатизация образования – доступ к интернету); внедрение трехъязычия; 12-летнее среднее образование; равные условия для участников образовательного процесса – частного и государственного сектора; финансовая отчетность и самостоятельность организаций образования; софинансирование научных исследований со стороны частного бизнеса.

Дошкольное обучение и воспитание

За последние пять лет благодаря государственной программе «Балапан», которую сейчас объединили с программой «Развитие образования и науки РК на 2015-2019 годы», удалось добиться хороших результатов. Это строительство новых детских садов, открытие мини-центров. Задача Министерства и управлений образования – к 2019 году 100-процентно охватить детей от 3 до 6 лет дошкольным обучением и воспитанием (на сегодняшний день охвачено 86,1 процента детей по Казахстану). Следующим этапом будет охват детей от года до трех лет (до 2025 года). По словам вице-министра, основной акцент сейчас делается на государственно-частное партнерство: за счет бизнесменов или предприятий строить сады с государственным заказом.

Вопрос подготовки кадров по дошкольному воспитанию и обучению тоже требует серьезной проработки. С увеличением количества садов и мини-цент-
ров, стало не хватать специалистов. В этом направлении чиновники образования сейчас работают.

Среднее образование

С 2002 года МОН РК начало проводить различные исследования и эксперименты по внедрению 12-летнего образования. По республике определили 104 экспериментальных школы, опыт которых изучили. Хорошие результаты получили от создания двадцати Назарбаев Интеллектуальных школ. На основе собранных за 14 лет знаний и опыта было определено новое содержание 12-летнего образования. В прошлом году начали апробацию в 30 школах страны. В этом году обучение по новой программе начнут с первого класса. И в ближайшие три-четыре года все классы перейдут на 12-летку.

В связи с этим в первый класс теперь будут зачислять с 6 лет. Ожидается, что 1 сентября за парты сядут около 400 тысяч первоклашек.

Конечно, в связи с новым содержанием обучающих программ нужно готовить и педагогов.

– Летом пройдут обучение 73 тысячи учителей начальных классов, – говорит Такир Балыкбаев. – В этом нам помогут Назарбаев Интеллектуальные школы, центр «Орлеу» и другие.

Кроме того, первоклашки, а в последующем и ученики других классов, будут обучаться пять дней в неделю. Это новшество вызвало большой общественный резонанс среди учителей, учеников и родителей. С одной стороны – все только «за», с другой – все против. Но против не из-за того, что выходных станет два дня в неделю, а потому что учебный процесс будет заканчиваться в июне. По этому поводу вице-министр образования и науки тоже дал соответствующие разъяснения.

– На самом деле, о длительном продолжении учебного процесса речь не идет, – говорит он. – Для первого класса – это одна неделя, для других в будущем – две недели. Буквально до 10 июня все занятия закончатся. Учебный год – это 34 недели. Несложно подсчитать, что 34 субботы теперь будут выходными днями. А добавятся всего 5-10 учебных дней. Это ведь несопоставимые вещи. Нагрузка на детей и учителей не увеличивается.

Многие хотят знать: будет ли сокращен летний отпуск? Такир Балыкбаев ответил: «Тот отпуск, который был, останется».

По поводу информатизации и интернета в школах вице-министр тоже пояснил: «Несколько лет назад мы решили, что этим должны заниматься акиматы, но результаты последних лет показали, что продвижения в этой сфере мало. Поэтому мы будем выделять средства из республиканского бюджета. В нынешнем году планируем подключить к широкополосному интернету 1070 школ. В будущем – более 2500».

Такой охват школ не случаен, ведь сейчас в стране реализуется программа «Цифровой Казахстан-2020». К этому времени школы всех населенных пунктов, в том числе и сельских, должны быть подключены к широкополосному Интернету. Не забудут и про малокомплектные школы. Их обеспечат проекторами и компьютерами с внутренним сервером.

Высшее образование

Здесь несколько серьезных вопросов. В первую очередь, подготовка кадров в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития (новые программы в магистратуре, обновление лабораторий). К слову, один из десяти вузов, которые готовят таких специалистов, это ВКГТУ им. Д. Серикбаева.

Второе – это государственная программа «Серпін-2050». Ее цель – обучить и трудоустроить молодежь из южного региона страны (Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской областей) с избытком трудовых ресурсов на востоке, севере и западе Казахстана – в областях, испытывающих дефицит кадров. Два наших вуза – ВКГУ им. С. Аманжолова и ВКГТУ им. Д. Серикбаева – принимают участие в этой программе.

Корпоративное управление. По словам вице-министра образования, сейчас это новшество внедряют в университетах, но вскоре планируется задействовать колледжи и школы, чтобы в каждой организации образования был свой Наблюдательный совет (в него входят представители бизнеса, общественности, Национальной палаты предпринимателей, государственных и местных исполнительных органов и другие). По Закону «О государственном имуществе» Наблюдательные советы будут иметь большие полномочия: утверждение планов развития университета, отчетность ректоров. На стадии включения – участие в предварительных выборах ректоров и проректоров университета.

– То есть, когда будет объявлен конкурс на место ректора университета, министерство не станет сразу определять руководителя вуза, – объясняет
Т. Балыкбаев. – Сначала кандидатуры рассмотрит Наблюдательный совет, а после их представят МОН РК. Причем комиссию будет возглавлять не министр образования, а заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан. Таким образом, роль выборов ректоров университета мы поднимаем на высокий уровень. Те же процедуры коснутся и проректоров.

Важный аспект – прием абитуриентов в высшие учебные заведения. Второго июня начинается Единое национальное тестирование. Для колледжей комплексное тестирование будет проводиться в июле. Такир Балыкбаев рассказал, что ждет тех, кто не наберет необходимое количество баллов, то есть 50.

– Мы даем им еще один шанс и в августе будем проводить дополнительное тестирование, – говорит он. – Если и на этот раз абитуриент не наберет проходной балл, у него все равно будет возможность учиться в университете.

По словам вице-министра МОН РК, теперь официально действует, так называемый, условный прием абитуриентов. Ученика зачисляют в вуз, но условно. Это означает, что он будет обучаться ровно один семестр по вузовской программе плюс изучать четыре предмета тестирования. После окончания первого семестра, зимой он должен сдать комплексный тест еще раз. Если набирает 50 баллов, то его зачисляют в качестве студента и засчитывают пройденную программу обучения.

Еще одно новшество, прописанное в законе – разделение ЕНТ и выпускных экзаменов. Со следующего года будет так. Возможно, в 2017 году у нас приживется американская технология, тест, позволяющий определить способность обучения в вузе.

Что касается подготовки докторантов PhD, их не станут ограничивать рамками государственного заказа, но главным условием теперь будет обучение на английском языке.

По техническому профессиональному образованию есть два вопроса, требующих решения в ближайшие годы. Первое – бесплатная рабочая профессия выпускников школ. По словам Такира Балыкбаева, 20-30 тысяч выпускников 11-х классов не поступают ни в вуз, ни в колледж и на рынок труда выходят без профессии и перспектив. Но министерство задалось целью – никто не должен остаться «за бортом». Поэтому, начиная со следующего года, таких ребят будут обучать рабочим специальностям в ПТШ или колледжах.

Дуальное обучение. Здесь главная задача – сделать его широкомасштабным: 60 процентов времени производственного обучения студенты должны проводить на предприятиях.

Наука

В прошлом году приняли новый Закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». Ранее, в 2008 году, приняли Закон «О науке», что позволило ученным решать свои задачи за счет грантов. На сегодняшний день львиная доля финансирования науки – более 90 процентов – происходит за счет государственного бюджета. Но дело в том, что научные разработки ни бизнесом, ни индустрией зачастую не востребованы.

– Получается, средства выделены, а экономического эффекта нет, – отмечает Т. Балыкбаев. – А экономика, как говорит Президент, должна быть инновационной. Поэтому нам нужно выяснить потребность экономики в тех и ли иных задачах. Есть два варианта. Первый: бизнес определяет задачу и вместе с государством вкладывает деньги в ее решение. Второй: госорганы, акиматы, крупные предприятия определяют задачи и финансируют часть исследований.

Кстати, примером здесь может служить наш Восточный регион: благодаря акиму области с прошлого года ведущие предприятия, промышленные гиганты определили некоторые задачи и готовы софинансировать гениев. А ученых у нас много. Например, в ВКГТУ им. Д. Серикбаева.

– Большинство научных исследований должно проводиться с участием бизнеса, индустрии, или когда есть конкретные заказчики, допустим, Министерство образования, – добавляет Т. Балыкбаев. – Мы хотим заказать несколько исследований, связанных с реформами по 12-летнему среднему обучению и внедрению трехъязычия.

Трехъязычие

Для многих – больной вопрос. На самом деле, нововведение касается не только 10-11 классов. В некоторых детских садах изучают три языка: казахский, русский, английский. В школах, колледжах и университетах – также. Подобная практика сложилась давно. Просто сейчас ее хотят усилить и придать большее значение изучению языков. Что в этом плохого? Ни для кого не секрет, что оканчивая обучение в школе или вузе, выпускник практически не владеет иностранным языком, хотя изучал его. Именно поэтому государственные мужи в сфере образования озадачились этой проблемой и нашли решение.

Закреплять лингвистические знания помогут отдельные предметы, которые будут преподавать на каком-либо одном языке. Планируется, что «Историю Казахстана» будут вести только на казахском языке, «Всемирную историю» – на русском, «Химию», «Биологию», «Физику», «Информатику» – на английском языке. Причем из последних четырех предметов, дети будут изучать только два – по выбору.

– По казахскому и русскому языкам особых проблем нет. У всех вызывает опасение английский, – говорит Такир Балыкбаев. – Мы подсчитали: из более чем 300 тысяч учителей по стране, около 30 тысяч надо обучать. Здесь нам поможет система повышения квалификации. У нас есть три года на подготовку. В течение этого времени будем обучать учителей дистанционно и в летний период каникул закреплять их знания. Также ежегодно 500 учителей школ и преподавателей вузов будут обучаться по программе «Болашак» и изучать конкретные предметы на английском. Предстоит подготовка и педагогических кадров, поэтому студенты на стадии обучения начнут готовиться преподавать на иностранном языке. Уже в этом году на третьем-четвертом курсах университета введут дополнительные часы для углубленного изучения английского. К этому процессу подключат не только имеющихся преподавателей, но и соответствующие международные компании.

На страхи и опасения учителей: не выгонят ли нас с работы, если мы не знаем английского языка, вице-министр МОН РК ответил: «До 9 класса учителя будут преподавать на языке обучения – здесь вопросов вообще возникать не должно. Мы говорим только о старших классах. И то предусматриваем массу вариантов. Может, кто-то будет обучать чисто на английском, а кто-то ассистировать. Сейчас все решения обсуждаем. Думаю, будет несколько механизмов проведения уроков. Задача стоит большая. Мы и в вузах хотим внедрить преподавание двух дисциплин на английском языке: «Информационно-коммуникационные технологии» и один из базовых предметов».

Подушевое финансирование

Что это такое? Проще говоря, ученик старших классов выбирает любую школу, в которой хочет учиться. Если проходит конкурсный отбор, вслед за этим учеником в школу «приходят» деньги. Таким образом, каждая школа заинтересована в своем статусе, качестве образования и положительном имидже.

Поэтому начнется глобальная здоровая конкуренция. Плюс к этому появится финансовая самостоятельность. Такир Балыкбаев пояснил, что с теми школами, где охват детей небольшой и низкая успеваемость, власти будут заниматься отдельно. И разбираться, в чем там проблема: в кадрах или в чем-то еще. Это новшество не касается малокомплектных школ.

В целом, вице-министр МОН РК отметил, что ничего сверхнового и неизвестного в новой Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2015-2019 годы нет. Ту экспериментальную практику, которую ранее реализовывали в отдельных учреждениях образования, сейчас аккумулировали и начали внедрять широкомасштабно. По его мнению, самая главная задача: новые идеи, которые были наработаны за годы системой образования, опыт лучших школ (таких как Назарбаев Интеллектуальные школы) и лучшие примеры зарубежных стран нужно распространять на всю страну.

– У нас нет цели кого-то оставить, как я уже говорил, «за бортом». Мы хотим, чтобы наше образование вышло на новый уровень, чтобы выпускники школ завтра были конкурентоспособными как при поступлении в высшее учебное заведение, так и после его окончания. Вот наша цель, – резюмировал Такир Балыкбаев.

Юлия Вторникова

Еще новости

Back to top button