Аттестат профессионализма

Ежегодно в Казахстане проходит аттестация работников сферы здравоохранения и аккредитация медицинских учреждений. С конца прошлого года эти процедуры претерпели ряд изменений в соответствии с программой «Денсаулық-2020». По словам специалистов, все эти реформы направлены на улучшение качества медицинских услуг и повышение квалификации врачей и медицинских сестер.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК процедура оценки профессиональной подготовки мед-
работников была передана в конкурентную среду. Свое соответствие стандартам аккредитации получил Республиканский центр развития здравоохранения (РЦРЗ). Кроме того, в прошлом году согласно стратегии Минздрава начала свою работу внешняя экспертиза по обращениям граждан, в каждом государственном медучреждении действуют службы поддержки пациента и внутреннего аудита.
– В Восточно-Казахстанской области также созданы подобные структуры, – рассказывает руководитель департамента комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности ВКО МЗ СР РК Нурлангазы Ибраев. – Существует небольшая проблема с нехваткой клинических фармакологов, но она уже решается. Мы подготовили сто независимых экспертов, которые будут работать по каждой жалобе от жителей региона. Также для удобства граждан создан call-центр на базе диагностического центра, где работают пять операторов, готовых ответить на все интересующие вопросы. Однако мы постоянно твердим о том, что не стоит перекладывать на эту структуру все услуги, которые оказываются в СВА, как, например, запись к узким специалистам. Здесь должны работать регистратуры поликлиник и больниц, также важно использовать электронные возможности.
К слову, концепция развития электронного здравоохранения Республики Казахстан утверждена в целях модернизации существующей модели, для переориентации ее на потребности пациента, повышение качества и доступности медицинской помощи. Широкое внедрение е-здравоохранения позволит снизить количество врачебных ошибок, обеспечит доступ населения к информации о своем здоровье и возможностях современной медицины, повысит рентабельность и эффективность инвестиций и операционных расходов в здравоохранении. В концепции четко ставится цель обеспечения граждан Казахстана всеми необходимыми ресурсами, артефактами, оборудованием и программными средствами, законодательными и политическими инициативами и другими механизмами для того, чтобы все заинтересованные стороны е-здравоохранения получили доступ к системе электронных медицинских услуг. Важно отметить, что ранее именно департамент комитета контроля качества мед- и фармуслуг занимался аттестацией работников сферы здравоохранения. Но даже сейчас, несмотря на то, что эта деятельность находится в правовом поле другого ведомства, часть работы все равно выполняет департамент.
– Мы осуществляем контроль в электронном виде, – говорит Нурлангазы Ибраев, – то есть нам отправляют пакет документов, где находятся результаты тестирования, на основании которых делаются выводы о том, подтвердил человек свою категорию или нет.
По словам регионального эксперта по проведению оценки профессиональной подготовленности и подтверждения квалификации специалистов в области здравоохранения по ВКО Мурата Муканова, проверка знаний и навыков проводится на платной основе по желанию самого медработника. Примечательно, что для того, чтобы получить сертификат, дающий право работать с пациентами, врач или медицинская сестра должны пройти только тестирование. Если же медработник хочет подтвердить или сдать экзамен на определенный квалификационный уровень, необходимо не только успешно справиться с теоретической частью проверки, но и выполнить ряд заданий (так называемых станций), по результатам которых будут оцениваться практические навыки врача.
– Это добровольная процедура, – отмечает Мурат Муканов. – Сегодня во всех областях Казахстана созданы специальные комиссии, которые проводят аттестацию. В Восточном Казахстане первый ее этап проводится на базе медицинского колледжа, второй – в диагностическом центре. В состав комиссии входят независимые эксперты, среди которых врачи первой и высшей категорий. Составлены клинические задачи для каждой специальности. В этом году заявки на аттестацию подали 509 представителей среднего медицинского персонала и 235 врачей. Из них 250 медсестер и 182 доктора уже прошли экзамен.
Неудовлетворительный результат демонстрируют примерно 15 процентов от каждой категории. Отметим, что раньше аттестацию проходили только врачи. Наш центр способен в день проэкзаменовать до 60 человек.
Если обратиться к статистике, то в 2015 году в нашем регионе сертификаты получили 1614 врачей (из них: 630 – с категорией, 983 – без нее) и 4376 представителей среднего медицинского персонала (1353 – с категорией, остальные – без оной). Важно сказать, что сертификат для клинических специалистов действует в течение пяти лет, по окончании этого срока его необходимо продлить, а значит, пройти повторную аттестацию.
Что касается квалификационного экзамена, то здесь все несколько сложнее, чем при получении сертификата, дающего право на работу с пациентами.
Сложность заключается в том, что претендент на вторую, первую или высшую категории должен решить несколько практических задач в симуляционном центре. Подобное учреждение есть в каждом из 16 регионов Казахстана.
– Сложность заключается еще и в том, что если экзаменуемый не справляется с одним из заданий так называемых станций, он не допускается до следующего и соответственно не подтверждает категорию, – говорит Мурат Муканов. – Каждое задание оценивается по балльной системе. Претендент должен справиться с ним как минимум на 90 процентов. Среди станций – оказание неотложной помощи при непроходимости верхних дыхательных путей, нарушении целостности кожных покровов и многие другие. Для решения задач используются дорогостоящие манекены, все фиксирует встроенный компьютер, так что исключается человеческий фактор и субъективность в оценке. Кроме того, экзаменаторы проводят тестирования коммуникативных навыков врача или медицинской сестры. Для этого специальный человек выполняет роль пациента с диагнозом, например, «хронический бронхит». Комиссия оценивает то, как медработник ведет опрос, как общается с «симулянтом».
Если говорить об аккредитации медицинских учреждений, то начать стоит с цифр: в прошлом году заявку на эту процедуру подали 26 организаций здравоохранения, из них 25 претендентов успешно сдали экзамен.
Центр аккредитации является единственным разработчиком национальных стандартов аккредитации и консультативно-методологическим органом по подготовке организаций здравоохранения к внешней комплексной оценке. В течение 2015 года при участии центра была проведена предаккредитационная подготовка медицинских организаций в Астане, Алматы, Атырауской, Костанайской, Павлодарской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях.
По итогам аккредитации 2015 года четыре процента медучреждений полностью не соответствуют требованиям стандартов. Были выявлены проблемы, связанные с риск-менеджментом, внедрением шести международных стандартов безопасности пациентов и стандартизацией клинических и неклинических процессов.
По данным пресс-службы Республиканского центра развития здравоохранения, аккредитация дает медицинским организациям преимущественное право при размещении государственного заказа на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Стоит отметить, что аккредитация – это комплексная внешняя оценка с привлечением специально подготовленных независимых экспертов, однако нередки случаи, когда пациенты жалуются на различного рода проблемы в тех медицинских учреждениях, которые подтвердили свой статус.
– Мы организовываем регулярные проверки по жалобам пациентов, – рассказал Нурлангазы Ибраев. – В прошлом году к нам поступило 296 обращений от граждан, это больше, чем в 2014 году. Они касаются проблем медицинского обслуживания в школах, детских садах и системе КУИС. Ряд проверок мы проводим совместно с прокуратурой.
Как пояснил руководитель департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности ВКО, сегодня существуют механизмы административного воздействия на учреждения здравоохранения. Так, в прошлом году было зарегистрировано 23 случая, когда жалобы рассматривались в административном порядке – медицинские организации оштрафовали на 800 тысяч тенге. После рассмотрения в департаменте при необходимости дела передаются в управление здравоохранения или правоохранительные органы.
В целом же, стоит сказать, что на сегодняшний день в Казахстане делается все, чтобы повысить качество и доступность медицинских услуг для населения. Ежегодно появляются новые медицинские учреждения, в СВА и поликлиники закупают современное и высокотехнологичное оборудование, врачи проходят курсы повышения квалификации и обучение как в Казахстане, так и за его пределами.
Свою лепту в положительные изменения в сфере здравоохранения вносят и те, кто сегодня занимается аккредитацией лечебных учреждений, аттестацией врачей и среднего медицинского персонала. В рамках программы «Денсаулық-2020» будут разработаны клинические протоколы – стандартизированные подходы в диагностике и лечении пациентов, основанные на современных научных данных и новых технологиях.



