Качество и ассортимент помогут остаться на рынке

После создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и единого экономического пространства отечественные производители вступили в борьбу с конкурентами из стран-участниц объединения. Одними из первых в нее включились представители сферы производства стройматериалов.
Мы побывали на одном из таких предприятий, которое называют лидером казахстанского рынка теплоизоляционных материалов, – ТОО «Восток-Универсал» с брендом «IZOTERM».
Первый в республике современный завод по производству минераловатных изделий из базальтовых пород был открыт в 2007 году в Глубоковском районе ВКО. Его создание было веянием времени. Современные методы строительства требовали применения экологичных и энергоэффективных материалов. Тогда главный учредитель компании, крупнейшая строительная и производственная корпорация «Базис-А» инвестировала в проект более четырех миллиардов тенге. Сегодня таких предприятий в республике три – в Восточно-Казахстанской, Актюбинской и Карагандинской областях.
На предприятии продолжают из года в год увеличивать объемы производства и остальные экономические показатели. Отечественный утеплитель идет на строительство объектов «Астана ЭКСПО-2017», а среди постоянных партнеров Восток-Универсала крупнейшие строительные компании и дилерские сети.
– Кризис 2012 года, который совпал со вступлением Казахстана в Таможенный союз, заставил наше предприятие выдержать серьезный удар со стороны российских производителей продукции, аналогичной нашей, – говорит начальник отдела сбыта ТОО «Восток-Универсал» Никита Захаренко. – Дело в том, что наше предприятие считается средним, в то время как на территории России действуют целые корпорации. А это больше десятка заводов, каждый из которых имеет по две производственные линии.
Чтобы понять истинную картину, достаточно привести цифры. Восток-Универсал в год может произвести около 25 тысяч тонн готовой продукции, в то время как одна российская корпорация справляется с объемом в миллион тысяч тонн.
Но отечественный производитель минераловатных изделий продолжает отстаивать свои интересы на казахстанском рынке, несмотря на значительное давление конкурентов. А их в объединенном экономическом пространстве достаточно.
– Некоторые работают честно, принимая и выполняя условия рынка, – заявляет Никита Захаренко, – другие, пользуясь своим доминирующим положением, не гнушаются демпингом, нечестной игрой, ставят сегодня своей целью закрытие отечественных предприятий. И говорят об этом практически напрямую.
Простой пример, не все казахстанские предприятия смогли пережить период обвала российского рубля в 2014-2015 гг., когда в пересчете на тенге продукция из соседней страны стоила в два раза дешевле. Ситуация ударила и по ТОО «Восток-Универсал». Здесь говорят, что завод до сих пор не вернулся к тому уровню доходности, который был в период до конца 2014 года.
– Тогда, чтобы не потерять рынок, не допустить закрытия предприятия, нам пришлось снижать цены до уровня конкурентов, – отмечает собеседник. – Период продолжался около десяти месяцев. Только в августе 2015 года, когда Правительство Казахстана девальвировало тенге, появился шанс остаться на плаву.
Отечественный производитель смог сохранить долю своего рынка в стране, а это около 18-20 процентов, и продолжает оставаться монополистом в сегменте производства и поставок каменной ваты на стройки республики. Но свои атаки российские корпорации не оставляют и продолжают давить в ценах. Даже после восстановления курса тенге-рубль привычную стоимость своей продукции они не вернули.
Ситуацию усугубляет строительный кризис в соседней стране. Цены на нефть не позволяют наполнять бюджет в прежних объемах и продолжать много строить. В то же время производственных мощностей в сфере изготовления стройматериалов там достаточно. Поэтому им ничего не остается, как решать проблемы с перепроизводством путем освоения новых рынков, пусть и через максимальное снижение рентабельности. И даже транспортные затраты на доставку в Казахстан объемной и легкой продукции, которой является минеральная вата, не могут лишить россиян рентабельности. Большие объемы производства позволяют брать сырье по выгодным ценам и снижать себестоимость.
– Единственная мера, которая может полностью защитить отечественного производителя, – это введение квот, – считает Никита Захаренко. – Вот почему общий рынок теплоизоляции Казахстана по каменной вате – это 100-120 тысяч тонн ежегодно. Все наши заводы производят около 40 тысяч тонн.
Казалось бы, решение проблемы на поверхности. Ограничить ввоз этого вида продукции в пределах 60-80 тысяч тонн и обеспечить полную загрузку отечественных предприятий. Но вряд ли власти Казахстана пойдут на это, потому что нормы договора о Евразийском экономическом союзе и договорно-правовой базы евразийской интеграции исключают меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ЕАЭС. Ограничить импорт продукции внутри объединения можно, если для того найдутся веские основания, как в случае с ввозом мяса из РК в РФ из-за нынешних вспышек инфекционных болезней скота на нашей территории. Это раз. А вот борьба с демпингом может принести результаты в отстаивании своих интересов. Только это еще придется доказать. Это два.
Что ж, бизнес как карты. И есть мнение, что блеф российских игроков загоняет их в ловушку, самими же построенную. В погоне за рынком они достигли максимума в производстве и им становится не интересно торговать по низким ценам. Но… когда блеф становится очевидным, принято либо продолжать игру, либо открыть карты. Наши производители продолжают партию и не забывают при этом придерживать козыри. Первый выложен: модернизация технологической линии с использованием оригинальных европейских комплектующих произошла в 2013 году. Производительность сразу выросла на 50 процентов, с 20 до 30 тысяч кубометров готовой продукции в месяц.
По отраслевым прогнозам этот сегмент рынка строительных материалов будет расти пусть и сдержанными темпами. Кроме того, на руках у IZOTERMа остаются главные козыри – 80 процентов всей продукции компании будут уходить в Алматы плюс хорошие контакты со всеми заводами-изготовителями сэндвич-панелей в Казахстане и России. Только в нашей стране порядка шести таких крупных потребителей.
– Сегодня не все производители готовы поставлять минеральную плиту для сэндвич-панелей, – необходимы определенные размеры и качество изделий. Поэтому, по меньшей мере, здесь мы достаточно защищены. И как бы не развивалась ситуация на рынке, найдем, куда сбывать свою продукцию. Что касается ее линейки, то и здесь мы не стоим на месте. До 2012 года предлагали потребителю восемь видов продукции, сегодня в ассортименте уже 16 наименований, и еще столько же мы вводим после сертификации к середине сентября нынешнего года.
Фото Гылымбека Сабитова
Глубоковский район



