Образование

Подводные камни дуального обучения

Подводные камни дуального обучения

На одном из недавних заседаний областного акимата рассмотрен вопрос «О подготовке рабочих кадров для экономики региона в организациях технического и профессионального образования, их трудоустройстве и передаче учреждений технического и профессионального образования крупным предприятиям».

Прежде чем перейти к сути вопроса – профессионально-техническому образованию в Риддере, попробуем выяснить, что же такое дуальное образование и какое оно имеет отношение к подготовке рабочих кадров.

По мнению директора Риддерского аграрно-технического колледжа Александра Самойленко, основной принцип дуального обучения – это участие предприятий в учебном процессе, организации практик, трудоустройстве выпускников, содействие в создании материально-технической базы учебных заведений.

– Именно поэтому, – говорит он, – начиная с 2013 года, у нас в колледже с целью повышения профессиональной подготовки студентов вся практика перенесена на четвертый курс. Это дает возможность молодым людям, работая на оплачиваемых рабочих местах, получить хорошие практические навыки и закрепиться на предприятии.

А начиналось все гораздо раньше. Еще в 2012 году восемь колледжей Восточного Казахстана были включены в пилотный проект по внедрению дуального обучения. Риддерский колледж вошел в их число, так как ряд основных параметров, рекомендуемых в дуальной системе, уже многие годы применялся в работе учебного заведения с предприятиями Казцинка. Это практика студентов колледжа на оплачиваемых рабочих местах, помощь в строительстве полигона и оснащении лабораторий, а также участие специалистов в учебном процессе. Неслучайно опыт работы колледжа был заслушан на первом республиканском совещании по вопросам дуального обучения. В прошлом году впервые в регионе на базе горного полигона успешно проведена сертификация рабочих профессий.

Но все вышеперечисленное – не единственное достижение колледжа. Учебное заведение имеет хорошую учебную и лабораторно-практическую базу, кабинеты, лаборатории. Горный полигон поз-воляет проводить качественную подготовку по ряду рабочих профессий. А наличие современной учебной базы и опытных преподавателей дает хорошую теоретическую подготовку. Бюджетный набор составляет до 70 процентов. Ежегодно на базе колледжа по курсовой подготовке обучаются до 300 работников предприятий региона.

Как отметил Александр Самойленко деятельность по линии дуального обучения во многом успешная, проводится в тесном сотрудничестве с предприятиями города, акиматом Риддера, палатой предпринимателей, управлением образования. С основными работодателями – предприятиями ТОО «Казцинк» у колледжа сложились давние рабочие отношения. Специалисты Казцинка постоянно участвуют в учебном процессе. Проводятся экскурсии, вносятся изменения в программы и учебные планы. Плюс обязательная практика в подразделениях ГОКа. Также оказывается помощь в создании материально-технической базы.

Палата предпринимателей области и ее городской филиал принимают посильное участие в решении вопросов на уровне областных управлений, оказывают помощь в работе колледжа с предприятиями малого и среднего бизнеса.

При городском акимате действует региональный совет по подготовке кадров. В его состав входят представители всех заинтересованных сторон. Рассматриваются вопросы распределения государственного заказа, трудоустройства, профессиональной ориентации.

Однако некоторые пробелы в законодательных актах Казахстана не позволяют работникам акимата и управления образования в должной мере влиять на всех участников процесса. Сроки и качество реализации проекта зависят от взаимодействия властных структур и руководителей предприятий всех форм собственности. Первоочередными являются вопросы определения потребности в кадрах с высшим и среднеспециальным образованием. Курсовая подготовка по рабочим профессиям и активизация участия предприятий в организации практик обеспечила бы высокий уровень практической подготовки студентов.

Тем не менее, по словам директора колледжа, за программой дуального обучения большое будущее. Без активного участия предприятий всех форм собственности нельзя подготовить специалистов, знающих на практике современное оборудование и технологии. Учебное заведение дает теоретические знания, тематика которых систематически корректируется предприятием. А предприятия в свою очередь обеспечивают практическую подготовку с учетом своей специфики. Основная проблема – нет закона, который заинтересовал бы работодателей участвовать в этой работе не по принуждению, а с огромным желанием готовить кадры высокой квалификации для себя.

Чтобы ускорить решение этого вопроса, на взгляд Александра Самойленко, необходимо обеспечить налоговые льготы всем предприятиям, участвующим в дуальном обучении. А те предприятия, которые не могут или не хотят участвовать в этом процессе, должны возмещать государству или учебному заведению стоимость затрат на подготовку молодых специалистов, пришедших на их предприятие.

Что касается кадров, то колледжи, выпускники которых не могут трудоустроится по причине слабой подготовки, не получают государственный заказ.

Ерик Абитов

Риддер

Еще новости

Back to top button