Речной потоп среди зимы
Весьма тревожно завершился старый и начался новый год для некоторых жителей Риддера, чьи дома расположены в районе ДОСААФ (улица Некрасова и пер. Хариузовский).
Последний наречен так в честь реки, которая протекает в непосредственной близости от жилых и хозяйственных строений горожан. У ее истоков расположена одна из малых гидростанций города, находящаяся на балансе ТОО «Компания ЛК-ГЭС». Именно она (река) и преподнесла жителям неприятный сюрприз накануне новогодних праздников.
– В начале декабря, числа пятого, – рассказал Олег Ушаков, житель дома № 30 по ул. Некрасова, – мы проснулись и обнаружили, что подвал… залит водой. Плавают банки с соленьями, доски, картофель, другие овощи… Двор покрыт льдом. Спустя еще двадцать дней затопление повторилось. Его первым почувствовал наш пёс. Лаял без перерыва, упорно рыл землю и рвался с цепи. Когда на этот зов беды я вышел во двор, то увидел – затоплены сарай и туалет. Вода в подполе поднялась сантиметров на 20–25. А соседи уже выгребали воду из коровников и сараев, из погребов выкачивали ее насосом.
Побывавший там сразу после нового года наш корреспондент увидел следующую картину: в доме по ул. Некрасова, 30 вода из-под пола уже ушла, доски начали подсыхать. Однако двор, сарай и практически вся улица по-прежнему находятся в ледовом плену. Более того, в соседнем доме (№21) вода в подполе все еще стояла. По большому счету Хариузовский переулок превратился в большой каток.
Кстати, затопления в этом районе происходили и раньше. Причин природных катаклизмов несколько. Первая и самая главная – дома расположены очень близко к реке и порой даже ниже уровня воды. Из-за сильных декабрьских морозов, когда столбик термометра больше чем на неделю замер на отметке в минус 35 градусов, река промерзла, и сбросы воды, которые производит гидроэлектростанция, пошли поверх льда, тем самым поднимая уровень воды и затапливая близлежащие дома.
Усугубляет ситуацию и тот момент, что сейчас идет замена деривационной трубы. Раньше часть воды уходила в нее, часть – в Хариузовку. Пока труба не функционирует, вся вода уходит в реку.
Представители МЧС, ЛК-ГЭС, Казселезащиты неоднократно выезжали к месту происшествия, констатируя подъем воды.
Заместитель директора ТОО «Компания ЛК-ГЭС» Дмитрий Бояринов: «Летом река была частично очищена. Берега укреплены. Однако для полного решения всех проблем необходимо еще большее углубление русла. Но осуществить это достаточно трудно, поскольку подъехать в эти места землеройной технике весьма проблематично из-за близкого расстояния между домами и рекой».
Исполняющий обязанности начальника отдела гражданской обороны и ЧС Владимир Агафонов: «После возобновления работы новой деривационной трубы ситуация улучшится. Однако полностью проблема не решится. Здесь необходимо углубление русла реки на 2–3 метра».
– Настоящее бедствие приходило в этот район в 1989 году. Тогда случился потоп, воды было по грудь, – вспоминает жительница улицы Некрасова Светлана Ушакова. – Это-то и пугает. Ремонт начали недавно делать. Да теперь боимся его продолжать. Как опять хлынет поток грязной, холодной, мутной воды… Новое пластиковое окно уже перекосилось, стена над ним дала трещину.
Понятно одно – реку необходимо углублять, и делать это как можно скорее. И хотя сейчас ситуация стабилизировалась, однако жители не на шутку встревожены. Ведь подобные затопления могут привести не только к гибели урожая, хранящегося в погребах и подполах, но и неприятностям более серьезным – осадке фундаментов, неустойчивости стен и кровли. Что и объяснимо – жизнь на образной водяной бочке не намного комфортнее, чем на бочке пороховой…
