Учить грамотно и добросовестно
Департамент по контролю в сфере образования создан чуть больше года назад. Но за это время уже проделана колоссальная ознакомительная и методическая работа с учреждениями образования Восточно-Казахстанской области. Девять колледжей, 38 школ и 4 дошкольных учреждения были подверг-нуты процедуре аттестации. Подробно о работе департамента и первых успехах читателям «Рудного Алтая», в ходе прямой линии, рассказал директор департамента Баглан Данияров.
– Департамент по контролю выдает лицензии на образовательную деятельность в электронном формате. Что это такое? Есть ли какие-то преимущества?
Елдос Бахытжанов, Риддер
– Действительно департамент по контролю в сфере образования по Восточно-Казахстанской области приступил к выдаче лицензий на право занятием образовательной деятельностью исключительно в электронном формате через государственную базу данных «Е-лицензирование» с мая этого года. Электронную лицензию невозможно утерять, испортить, а значит, организациям образования не придется тратить время и средства на получение дубликата. Также не нужно снимать копии, нотариально их заверять для подтверждения своего статуса. Нет необходимости собирать и представлять многочисленные документы, государственным органам достаточно проверить наличие лицензии через информационную систему ГБД «Е-лицензирование».
Отказ от бумажных лицензий позволяет сократить расходы, исключает пресловутый человеческий фактор.
– Какие функции выполняет департамент по контролю в сфере образования? Не дублирует ли он работу управления образования ВКО? Марина Куприянова, Кокпекты
– В Законе РК «Об образовании» четко прописаны основные функции департамента, которые не дублируют работу местных исполнительных органов. Повышение качества образования и оценка его результатов – один из приоритетов государственной программы развития образования на 2011-2020 годы.
До создания департаментов по контролю в сфере образования в Казахстане не было институтов внешней объективной оценки качества образования.
Налицо был конфликт интересов – качество оценивали те, кто предоставлял образовательные услуги. Как результат, возникли серьезные диспропорции в качестве знаний учащихся как в разрезе регионов республики, так и внутри областей. С появлением нового ведомства возникла возможность обеспечить в стране единый контроль за качеством образовательных услуг, создать эффективную обратную связь с организациями образования на местах, проводить мониторинг исполнения нормативно-правовых актов, соблюдения государственных образовательных стандартов, оперативно выявлять недостатки и принимать меры для их устранения.
– В следующем году мой сын собирается поступать в колледж. Где можно проверить наличие лицензии у учебного заведения по интересующим нас специальностям? Андрей Зимин, Курчатов
– Лицензию на образовательную деятельность и приложения по специальностям можно запросить непосредственно у директора колледжа. По первому требованию администрация учебного заведения должна предоставить копию бумаг или указать, на каком стенде можно ознакомиться с информацией. А проверить предоставленные данные можно через электронную информационную систему по лицензированию на сайте www.elicence.kz
– В последнее время повсеместно стали открываться частные детские сады. В деятельности таких учреждений нередко бывают нарушения. Подлежат ли они аттестации в вашем департаменте? Акбота Сейсембина, Усть-Каменогорск
– Да, действительно, в настоящее время отменено лицензирование деятельности дошкольных организаций. Но это не дает право нарушать действующее законодательство. Независимо от формы собственности, любые организации образования подлежат аттестации и другим формам контроля. Такие детские сады выявляются ежегодно, если есть нарушения, то они исправляются.
– В нашей школе прошла государственная аттестация, но, к сожалению, школа не была аттестована. Какие последствия ждут школу и коллектив? Не останемся ли мы без работы? Учитель, Аягоз
– В соответствии с утвержденными правилами решение «не аттестовать» влечет за собой приостановление действия лицензии, привлечение к ответственности руководителя организации в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях. Мы имеем право приостанавливать действие лицензии на срок до полугода. Далее создается специальная комиссия, чтобы определить, устранены ли недостатки, выявленные в ходе проверки. При этом учебный процесс не останавливается, и учащиеся должны получать полный объем знаний, а следовательно, учителя работают в прежнем режиме. Но если и после этих мер ничего не меняется, то включается другой механизм. Лицензия на образовательные услуги может быть отозвана по решению суда. Нам не нужны такие заведения, где учителя просто получают зарплату и ничему не учат детей.
По итогам этого года восемь школ в области не прошли аттестацию. Есть примеры и в районах, в Семее, и в частности в Аягозе.
– Что такое ВОУД? Какие школы участвуют в этой процедуре? Рамиль Тамуллдинов, Зыряновск
– ВОУД – внешняя оценка учебных достижений – это один из видов независимого от организаций образования контроля за качеством обучения. В основной школе эта процедура проводится с целью определения дальнейшей траектории обучения, в профильных школах – с целью оценки уровня учебных достижений, в высшем образовании – выборочно, с целью мониторинга освоения учебной программы. В этом году эту процедуру прошли около 10 процентов школ по всей республике, в следующем году это число увеличится вдвое.
Хочу отметить, что ВОУД – не карательная мера. Это, скорее, процедура, работающая на имидж учебного заведения. Никаких мер по отношению к сотрудникам мы не применяем, но родители сами делают выводы, исходя из качества знаний учащихся: отдавать ли в эту школу, в этот колледж своего ребенка или подыскать что-то другое. Включается механизм прямой конкуренции, от этого выигрывают все.
– Если работа с детьми в детском саду ведется не на должном уровне, к кому обратиться в этом случае? Руслан Адамбаев, Семей
– Все дошкольные учреждения прежде всего занимаются реализацией государственного стандарта дошкольного воспитания и образования. Если имеются факты нарушения, то действия по их выявлению и устранению входят в компетенцию департамента по контролю в сфере образования. У нас действует телефон доверия 21-65-38. Также можно обратиться с письменным заявлением. Но мы не рассматриваем анонимные жалобы, чтобы отмести обыкновенную клевету, или, например, возможность сведения личных счетов с сотрудниками учреждений.
– Сегодня немало школ, уровень образования в которых ниже среднего. Что ожидает их руководителей? Айман Нурсадыкова, Бородулихинский район
– Согласно Закону Респуб-лики Казахстан «Об образовании», учебные заведения в первую очередь должны соблюдать государственные стандарты образования. Один раз в пять лет проводится государственная аттестация, по ее итогам руководителей тех учреждений образования, которые не соблюдают госстандарт, ждет административное взыскание.
Честно говоря, школам давно нужны руководители новой формации. Об этом мы сейчас много говорим и пишем. Директор школы должен быть прежде всего хорошим менеджером, уметь организовать работу. По статистике, у нас сейчас около 20 процентов учителей старше 50 лет. Процесс старения кад-ров невозможно отрицать.
– Учителя и родители в современных школах не сотрудничают. Возможно ли школам, в которых возникают такие проблемы, выдать какое-то постановление департамента, дабы наладить эту связь? Есжан Нуртулеу, пос. Маканшы, Урджарский район
– Выдавать школам какие-либо постановления нет необходимости. Законом «Об образовании» обязанности и права учителей и родителей строго распределены, а для их совместной работы созданы благоприятные условия. Для плотного сотрудничества, помимо родительских комитетов, создаются и другие органы, каждая из сторон выполняет свои функции.
Родители и иные законные представители обязаны:
создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических способностей, нравственное становление;
обеспечить предшкольную подготовку детей в возрасте до пяти лет, а начиная с шести лет, определять в общеобразовательную школу;
оказывать содействие организациям образования в обучении и воспитании детей;
обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении.

