Древнее искусство на школьных уроках
В кабинете технологии, где ведет уроки Ляззат Арекова, глаза разбегаются от всевозможных экспонатов, сделанных детскими руками.
В творчестве учеников отражается день сегодняшний, прочитывается смелый взгляд в завтра, а также налицо большой интерес к древнему прикладному искусству, которым владели казахи в древности.
Ляззат Арекова рассказала, что дети на ее уроках обучаются самым разным стилям и техникам прикладного искусства, в том числе войлочному валянию.
Реанимировать до точности древние технологии в условиях ученического класса невозможно, поэтому используются современные материалы. На практике это выглядит так: первым делом на куске фетра делается эскиз рисунка, поверх которого накладывается цветной войлок. Последний прошивается специальной иглой, которая служит в некотором роде кистью художника. С каждым уколом иглы эскиз продолжается войлочным вкраплением в основу. Так создается весь рисунок. Результат кропотливого труда – оригинальные, красивые панно.
– Еще используем технику так называемого мокрого валяния, – рассказывает Ляззат Арекова. – Разноцветная шерсть выкладывается на фетр и размеренными движениями обычной скалки, как это делали наши бабушки, «вживляется» в полотно. Кроме этого, на уроках технологии осваивается техника батик. К примеру, на шифоне делается рисунок с помощью кисти и красок. Здесь также используется эскиз рисунка, который подкладывается под полотно. Затем на него наносится краска.
Собеседница показала сделанную из полупрозрачных бусинок, бисера и так называемой пастки красивую подвеску – алқа, панно с изображением казахского аула с юртой, алты бакан, парящим в небе кыраном, детские вышивки и еще массу вещей, в которые их создатели вложили свое душевное настроение, понимание темы и, конечно, немало труда.
Стоит сказать, что Ляззат Арекова преподает в Курчумской средней школе № 4 имени Н. Островского с 1997 года. До этого работала швеей, бригадиром в Доме быта Курчума, специалистом экспериментального цеха в Усть-Каменогорске. За ее плечами огромный практический опыт. Его сплав с постоянным поиском нового в дисциплине «технология», стремлением дать детям как можно больше полезного на своих уроках приносит хорошие результаты. Последние выражаются не только в интересе детей к урокам технологии, всему тому, что можно здесь увидеть, услышать, научиться. Школьники подтверждают свою творческую состоятельность на различных выставках и конкурсах областного и республиканского уровня. К примеру, ученица 10-го класса Дильназ Казезканова минувшей осенью приняла участие в двух конкурсах – «Город мастеров» и «Алтын қазына». В первом из них школьница заняла третье, во втором – второе место. На конкурсах Дильназ представила панно из фетровых аппликаций с изображением казахского аула, а также кесте – ручную вышивку. Еще одна ученица школы, Камила Корниенко, заняла в конкурсах «Город мастеров» и «Алтын қазына» первое и второе места соответственно. Камила использовала совершенно новую, современную технологию, называемую кинусайга – создание панно без шва. В качестве материала ученица использовала строительный материал – пеноплекс. Второй ее экспонат – кумган создан из папье-машье, алинекса, красок. Макетами ландшафтного дизайна усадьбы и одной комнаты жилого дома смогла удивить областной конкурс и занять там первое место Айзат Ракымгалиева.
В этом месяце в районе состоялась ежегодная выставка детского художественно-прикладного и технического творчества. Предоставленный участникам вместительный зал оказался до отказа заполненным всевозможными макетами, изделиями, от которых глаза разбегались. Тут были космические аппараты, автомобили, сельхозмашины, яркие панно, кесте, батик, игрушки, изделия из природных материалов, модели из бумаги, спичек… Выставка в очередной раз показала растущий уровень детского творчества.
Курчумский район