Здесь негромко говорит история
Курчумский филиал областного краеведческого музея пополняется экспонатами. Нынешний год принес его фонду с десяток новых приобретений, обогативших экспозиционные залы.
Коллекция чучел диких животных в зале флоры и фауны музея пополнилась фигурами волка и барсука. Этнографические экспозиции разнообразили два казахских сундука, выполненных в национальном стиле, большая деревянная чаша – астау, оружие древних воинов-кочевников – копье, щит, лук, колчан со стрелами и сабля.
– В целом фонд нашего музея насчитывает 5150 экспонатов, – рассказывает заведующий Бакытбек Назарбаев. – Из них 2731 составляют основной фонд. Остальные экспонаты являются научно-вспомогательными. Все экспозиции размещены в трех залах.
Первый зал отражает особенность природы Курчумского района. Здесь можно увидеть чучела косули, медведя, волка, барсука, лисицы, а также многих птиц. В музейных витринах – десятки видов растений, в том числе лекарственных, которыми богат этот край.
Следующий зал посвящен археологии и этнографии, истории края с древнейших времен до нынешней эпохи. Народно-прикладное искусство представлено изделиями из дерева, войлока и кожи, ювелирными украшениями, одеждой, ковровыми изделиями (сырмаки, текеметы, төркорпе, самотканые ковры). В числе экспонатов – редко встречающиеся в других музеях каменные орудия труда: каменный молоток (найден в урочище Жылытау), бронзовый наконечник копья XII-XIII веков до н. э. бронзовый кельт XI-VII веков до н. э. (найдены в урочище Куйган). Кстати, датировка экспонатов установлена учеными-археологами З. Самашевым и Ф. Арслановой.
В этом же зале представлены предметы быта из дерева, льна, березовой коры, что принадлежали переселенцам XIX и XX веков минувшего тысячелетия. Кроме того, неподдельный интерес посетителей музея вызывают старинные религиозные книги XVII века, ручная прялка, крестьянский плуг, шомпольное ружье, казачья сабля, кинжал и др.
Становление и развитие Курчумского района отражает зал истории, разделенный на экспозиции: «Курчум в годы Великой Отечественной войны, «Они руководили районом», «В мире спорта»», «Кюйшы и акыны», «Курчум сегодня».
Возвращенной и сохраненной историей следует считать и музейные экспонаты. Среди них старинное женское седло, изготовленное, по некоторым данным, в 1868 году. Интересна история его создания, как и в целом судьба этой вещи. Седло принадлежало матери известного в Курчуме человека – Аймухамбета Кенжалина, репрессированного в тридцатые годы минувшего века. Этот человек решением «тройки» ОГПУ был приговорен к высшей мере наказания – смертной казни, которую потом заменили на 10 лет заключения.
Отбыв весь срок в сталинских лагерях в Сибири, А. Кенжалин вернулся домой и трудился в сфере народного хозяйства района. Его мать по имени Кумиля была дочерью известного бая. Накануне замужества ее отец обратился к искусному мастеру Кудайкулу и заказал женское седло. С собой он привел вороного иноходца, для которого предназначалось это седло. Целое лето мастер трудился над заказом. Седло он украсил металлическими серебряными элементами. Вместе с седлом изготовил уздечку, недоуздок, также украшенные серебром. Согласно легенде, увидевший эту красоту бай одарил мастера за его работу косяком лошадей. До того как попасть в музей, седло, как ценнейшая реликвия, хранилось в семье и передавалось из поколения в поколение. Однако части серебряных украшений на нем уже нет. Возможно, они были сняты и обменяны в голодные годы.
Во второй половине XIX века был сшит кимешек – женский головной убор, который носили замужние казахские женщины. По легенде, вещь принадлежала Бижамал – дочери бая Саржана. Бижамал являлась женой известного кюйши Шайкы Кусаинулы. В музей кимешек сдала его дочь Айбарша Кусаинова. Ценен этот экспонат не только как старинная вещь, но и как образец прикладного искусства древних мастериц. Убранство украшено искусными узорами, наложенными на ткань золотыми нитями, что указывает на высокий статус его хозяйки. Позволить себе такой наряд могли женщины только из состоятельных семей.
По информации сотрудников музея, более 120 лет насчитывает возраст жайнамаза – молельного коврика. Сдала его в музей Галя Нуржанова, дочь Омиркана Тлеудина. Жайнамаз принадлежал известному Суйген кажы, совершившему священный хадж в Мекку. Особенность этого экспоната не только в его древности, но и в искусстве, с которым он изготовлен. Жайнамаз украшен цветными узорами в национальном стиле. Удивительно, но по прошествии 120 лет они только слегка потускнели, сохранив свои цвета, и еще четко видны.
Еще она вещь, связанная с паломничеством в Мекку, – нагрудный знак человека, удостоенного статуса кажы. Знак украшен узором, вышитым золотыми нитями, которые сохранили свой цвет и поныне. Этот экспонат музея принадлежал Кусаину кажы Кузенбай-улы, который в конце XIX века в составе группы Кунанбая – отца Абая Кунанбаева, посетил святые для мусульманина места и получил там этот нагрудный знак. По имеющимся в музее сведениям, на обратном пути на борту парохода Кусаин кажы Кузенбайулы заболел и скончался. В силу этих обстоятельств пароход сделал незапланированную остановку в российском городе Севастополе, где тело усопшего было предано земле. Потомки этого человека проживают в Курчумском районе и области.
Мужчины – посетители музея обязательно останавливаются у экспозиции с оружием и другим боевым снаряжением былых эпох. Здесь можно увидеть кавалерийскую саблю времен Гражданской войны, охотничий и праздничный мужские пояса, кинжал с ножнами, пороховницу и старинное фитильное ружье. История последнего экспоната заслуживает того, чтобы рассказать о нем немного подробнее. Дело в том, что ружье принадлежит известному Куркебай батыру из рода сарыжомарт. Могила его находится в селе Маралды нашего района. Потомки батыра, жители села, собрав средства, построили на его могиле кумбез и мечеть в центре села. В 2005 году Маралды посетил правнук Куркебай батыра – Абдолла Шагатай, ныне проживающий в Швеции.
Согласно сохранившимся легендам, Куркебай батыр был непревзойденным мергеном – метким стрелком. Звание батыра получил за бесстрашие и мастерство, с которыми он защищал от врагов родную землю, проведя большую часть жизни в седле. Независимый, мятежный характер батыра сделал его опальным для властей – его арестовали. Однако восхищенный меткостью стрельбы и смелостью речей Куркебай батыра царский генерал-губернатор отпустил его на свободу. Согласно легенде, ружье было куплено за очень большие по тем временам деньги. Потомки батыра проживают в Курчумском районе.
Другая интересная легенда связана с экспонатом, называемым тактай-домбра. Возраст этой вещи – 110 лет. Особенность домбры в том, что она изготовлена древним мастером из цельного куска дерева, по размеру – значительно меньше современных домбр. По легенде, древний музыкальный инструмент принадлежал известному народному целителю Есказы-баксы и использовался в ритуальных действиях. Звуками домбры целитель мог вызывать духов, даже усмирять самых диких степных коней. Вот такая полная тайн, мистическая вещь хранится в музее.
Заглянув не так давно в музей, поинтересовался исторической хронологией нашего района. Вот какие данные удалось почерпнуть. С мая 1918 года существовала Курчумская волость Бухтарминского уезда. В начале 1925 года Курчумская волость преобразована в Алтайско-Курчумскую. В феврале 1928 года проведено новое административно-территориальное деление – образован Семипалатинский округ, в состав которого включены 23 района, в числе которых был и Курчумский. В 1930 году административным центром района стало село Усть-Курчум (ныне село Куйган). В феврале 1932 года образована Восточно-Казахстанская область. В ее составе был и Курчумский район.
Накануне Великой Отечественной войны на территории района существовало пять рыболовецких, 48 зерновых и скотоводческих колхозов, две МТС. Их обслуживали 78 тракторов, 36 комбайнов, 35 автомашин. Но при этом основной тягловой силой оставались лошади и быки.
Школы в районе начали открываться с 1921 года. Первыми учителями были Балкашин, Комарова, Чербакова, Гладишин, Абушаев. Первая семилетняя школа открылась в 1928 году. Построили ее за три месяца всем районом. Директором школы стал Илья Ефимов, приехавший из Татарской Республики. Первая десятилетка открылась в 1938 году. Строил ее И. Ефимов. Неграмотность населения в районе была ликвидирована к 1950 году.
Летом 1919 года жители села Курчум впервые увидели кино. Первый клуб построен в 1922 году. В 1933 году в селе Дарственное под клуб была реконструирована церковь. В 1935 году в селе Курчум открылся первый клуб.
Что и говорить, история Курчумского района разнообразна, наполнена множеством интересных страниц, фактов. Краеведческий музей, призванный открыть жителям района и гостям историю этой земли, дарит им такую возможность. В то же время страницы Книги истории района еще не до конца изучены и ждут своих неравнодушных исследователей. Внести свой вклад в это дело намерен и районный краеведческий музей.
Рысбек Жантыкеев
Курчумский район