Великая дочь Великой степи
«Царица, рожденная возвеличить степь» – девиз нашумевшей отечественной исторической киноленты «Томирис», премьера которой прошла с большим успехом в Усть-Каменогорске.
На показ известного фильма казахстанского режиссера Акана Сатаева, основанного на реальных исторических событиях, в один из кинотеатров областного центра пришли студенты, педагоги, государственные служащие и просто ценители кино.
Напомним, эта история, рассказанная в летописях древнегреческого историка Геродота Галикарнасского, произошла 2,5 тысячи лет назад!
В фильме повествование ведется от имени знаменитого ученого-энциклопедиста Абу Насыр аль-Фараби, который начал рассказ с отца правительницы Томирис – вождя сакского племени массагетов Спаргапа.
По сюжету фильма, несмотря на то, что правитель ждал наследника, родилась дочь, которую он воспитал как сына, обучая ратному искусству, смелости, мудрости, справедливости. Мать умирает во время родов, а отец уходит позже, став жертвой низкого предательства.
Осиротевшая Томирис воспитывается в семье сородичей, пока и они не погибают от рук степных убийц. Вопрошая у неба, за что ей такая судьба, девушка клянется во что бы то ни стало вернуть то, что ей принадлежит по праву, отомстить врагам и вернуться домой только победительницей.
ТРИ ЧЕРЕПА ЗА МУЖА
Большую поддержку Томирис оказывают названые сестры из племени савроматов, которые отличаются силой, отвагой и красотой, как истинные амазонки.
Девушки соревнуются в ловкости, стрельбе из лука, езде на лошадях, владении оружием. Согласно древним обычаям, добытые в бою трофеи, а именно три черепа врагов, являются серьезным основанием, чтобы воительница могла претендовать на достойного мужа.
Так, на одном из соревнований на лихую наездницу обращает внимание храбрый воин-царевич Аргун, который впоследствии становится мужем Томирис и вместе с ней правит кочевниками. Красиво и просто показана свадьба молодых, брачные ритуалы в древнетюркском стиле, традиции, обряды жрецов.
В результате различных испытаний гордая красавица Томирис становится великой царицей, которая возглавит и объединит сакские племена, расселившиеся на Евразийском континенте от Каспия до Алтая, чтобы противостоять персидскому завоевателю Киру II.
Позже у царственной пары рождается первенец, которого называют в честь деда Спаргапом. И здесь раскрывается потенциал Томирис как жены и матери. К слову, акцент на традиционных и семейных ценностях можно проследить в течение всей картины. Главная героиня наслаждается этими прекрасными ролями, уготованными женщине самой природой, но, увы, недолго. Тайные взаимоотношения некоторых ханов с хорезмийцами подвергают и без того хрупкий мир в Великой степи большой опасности.
КОГДА ПРИШЛА БЕДА
Томирис чувствует, что за сладкими речами и щедрыми дарами посланцев властителя Персидской империи Кира стоят алчные и злые помыслы, но не может воспрепятствовать поездке мужа и сына в Вавилон, где они будут безжалостно погублены. Мало того, жестокий правитель бросит войска на завоевание непокорных кочевников, рассчитывая, что со вдовой будет легче справиться. Однако все эти обстоятельства, в том числе похороны сына и мужа, не только не сломили наследницу знатного рода Томирис, но, наоборот, сделали ее еще более собранной, отчаянной, бескомпромиссной.
Речи главной героини, с которыми она обращается к своему народу, трогают до глубины души. В простых фразах сосредоточены мечты о независимости, уверенность в победе, любовь к родной земле. Томирис вообще не очень многословна в фильме. За нее говорят ее поступки, а точнее, настоящие подвиги. Ведь ей удается объединить, по сути, разрозненные междоусобными распрями племена.
И эта непростая задача удается главной героине. Женщине! Настоящий вызов всем и вся. Томирис проявляет себя также как талантливый стратег, предлагая воинам весьма тонкую военную операцию. Недаром она дочь вождя массагетов Спаргапа, который учил ее, что в бою недостаточно силы, нужна смекалка, хитрость.
В результате сражения, память о котором останется в веках, ненасытный персидский царь был повержен. До наших времен дошли слова Томирис, которая, опуская голову Кира в кожаный мех, наполненный человеческой кровью, говорит: «Ты жаждал крови, царь персов, так пей ее теперь досыта!» Эта сцена была финальной…
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
После просмотра зрители долго обсуждали увиденное. По глазам ребят и отзывам было понятно, что картина произвела на них большое впечатление. Так, один из студентов, Андрей Першин, признался, что это был лучший фильм за весь год. Поклонник фантастики, он открыл для себя жанр исторического кино и был приятно удивлен, что отечественные киностудии реализовали такой грандиозный проект.
– Считаю, что здесь идеально подобраны актеры, в фильме много батальных сцен, увлекательный сюжет, а главное – в основе реальная история, а не вымысел, – отметил Андрей Першин. – Картина голливудского масштаба, она даже напомнила мне чем-то фильм «Троя». Порадовала работа операторов и то, как грамотно применена компьютерная графика. В частности, когда Томирис видит страшные вещие сны о надвигающейся опасности, ей является чудовище. В финале она побеждает этого зверя – символ зла и одерживает победу над Киром.
К разговору присоединились другие ребята, которые, так же как и Андрей, отметили большое мастерство всей съемочной команды. К примеру, обилие боевых сцен, сражений, где были задействованы сотни людей, лошадей, декораций, создали целостную картину, отражающую опасную и в то же время прекрасную эпоху кочевников.
– Я читала книгу Булата Джандарбекова «Томирис» и мне было интересно сравнить ее содержание с фильмом, – говорит сотрудница одного из медицинских учреждений областного центра Жанна Кусаинова. – Есть отличия, но мне понравилась интерпретация сценаристов и режиссеров. В Интернете писали о том, что команда больше опиралась на тексты Геродота, привлекая историков, чтобы все было максимально приближено к реальности, к примеру костюмы, украшения. Также потребовались переводчики древнетюркского и древнеиранского языков. Известно, что в качестве продюсера кинокартины выступила Алия Назарбаева – младшая дочь Первого Президента Казахстана. Она же принимала активное участие в написании сценария. Важно другое – историческая драма поднимает дух, вызывает глубокое уважение к истории, предкам. Это то, что сейчас особенно необходимо молодежи, которая должна гордиться традициями, историей, культурой своего народа.
Судьба главной героини, которую сыграла Альмира Турсын, не оставила никого из присутствующих в зале равнодушным. В фойе все продолжали делиться впечатлениями, отмечая актуальность картины.
– Томирис вернула наследие своего отца и свободу своему народу, – говорит председатель молодежного крыла Jas Otan Восточно-Казахстанского областного филиала партии Nur Otan Маржан Бахыт. – В составе саков было много племен, в том числе массагеты, откуда родом Томирис. Подвиг этой женщины-воительницы и матери – пример для современной молодежи. Лучше, чем зарубежные сомнительные герои.
По словам зрителей, увлекательный фильм претендует на приз международных киноконкурсов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
В честь царицы скифов Томирис назван астероид (590) Томирис, открытый в 1906 году.
История Томирис отражена в традиции западного искусства. Художники Рубенс, Аллегрини, Лука Феррари, Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне увековечили ее в своих работах.
Картину хотели снимать Сергей Бодров (старший), Егор Кончаловский и другие. Бюджет фильма «Томирис» составил меньше десяти миллионов долларов, но эта сумма, по замыслу владельцев картины, должна окупиться как в отечественном, так и в зарубежном прокате.
Исполнительница роли Томирис – 28-летняя уроженка Алматы, коуч-проф-
ориентатор Альмира Турсын. У девушки татарская и еврейская кровь, вместе с мужем воспитывают сына в столице.
Ева Ким