Сквозь время и пространство
Огромная инсталляция астероида, выполненная ученым, архитектором и художником Сакеном Нарыновым, сильно удивила жителей Семея, пришедших на открытие выставки «Взгляд в будущее: актуальное наследство», посвященной одной из самых актуальных тем современного Казахстана – «ЭКСПО-2017. Энергия будущего». Художники, архитекторы, дизайнеры Казахстана представили зрителям свое видение энергии будущего, соединяющей в себе отголоски прошлого и настоящего.
Экспонаты выставки прибыли в Семей прямо из Астаны, из выставочных залов Национального музея Казахстана, где были представлены лучшие работы казахстанских художников, работающих в жанре современного актуального искусства. Это инсталляции, коллажи, графика, живопись и арт-объекты, часто не вписывающиеся в представление о классическом искусстве.
– В начале 2006 года Национальный музей Казахстана запустил новый творческий проект, – отметила на церемонии открытия выставки руководитель центра современного искусства Национального музея РК Роза Абенова. – Организацией различных выставок, творческих вечеров, арт-проектов мы хотели бы помочь в продвижении имен современных казахстанских художников, которые более известны за рубежом, чем в нашей стране.
По ее словам, современное актуальное искусство пришло на землю Казахстана в середине 90-х годов прошлого века. Время весьма непростое для нашей республики, когда рушился старый, привычный мир и на его месте воздвигались стены будущего дома независимого Казахстана.
В этот период художники вдохновенно осваивали «западные» формы современного искусства, ломая стереотипы его восприятия как у самих себя, так и у зрителей. Теперь на помощь художникам пришли не только краски, холст, кисти или карандаш. Чтобы выразить свое видение темы, творческие люди стали использовать формы перфоманса, инсталляции, арт-видео, коллажей, арт-объектов и многое другое. И все, что художники создавали, было основано на их личном энтузиазме, искренней вере в необходимость интеграции казахстанского современного искусства в международное культурное пространство.
– Каждый из художников очень индивидуален, – считает директор Восточно-Казахстанского музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых Татьяна Стромская. – У них разные образы и разные способы самовыражения. Но объединяет их то, что работы создавались в одно и то же время – в 90-х годах прошлого столетия и в начале 2000-х. Это тот отрезок времени в искусстве Казахстана, который наполнен творческими поисками, надломами, оголенными нервами, напряженными отношениями между художником и зрителем, эмоциями и экспериментами.
При всей самобытности и непохожести художников объединяет их стремление раскрыть свой взгляд на будущее, которое ожидает каждого из нас. Безусловно, центральным экспонатом, вокруг которого выстроена вся экспозиция выставки, является арт-объект Сакена Нарынова «Последний полет астероида: автопортрет». По словам самого автора, это синтез науки и искусства, художественное осмысление и преобразование понятия Солнечной системы, частью которой является человек, который и может познать Вселенную.
А вот в коллажах Сауле Дюсенбиной переплетены нити прошлого, настоящего и будущего. В ее работах, таких простых и наивных, на первый взгляд, внимательный зритель обнаружит скрытые глубины. Через призму вещей – драгоценностей, головных уборов, обычаев, конкретных людей – автор проводит зрителя через время и пространство, рассказывая о поколениях предков, живших до нас, и о нас самих, их прямых потомках.
Рашид Нурекенов предпочитает работать в иной технике. Его работы, внешне неказистые и даже шокирующие любителей эстетического искусства, заставляют по-новому взглянуть на связь живого мира с неживым, прошлого с настоящим.
Фото автора
Семей