Культура

Резус-фактор: театральный

Резус-фактор: театральный

Впервые зрителям ее показали еще в пеленках. И театральная сцена настолько ее полюбила, что не отпускает до сих пор. «Театр мне как дом. И он даже больше дом, чем тот, в который я иду спать», – с улыбкой говорит актриса русской труппы Восточно-Казахстанского областного драматического театра Алла Латфи. Год назад она отпраздновала юбилей – исполнилось 45 лет ее преданности театру.

– В 1956 году меня младенцем вынесли на сцену театра в Прокопьевске в спектакле «Интервенция» Л. Славина. И даже несколько раз ущипнули, чтобы я подала голос. Так что, можно сказать, первая роль была у меня со словами, – смеется Алла Латфи.

Родители актрисы работали в храме Мельпомены. История зарождения театральной династии – романтичная и даже немного волшебная. Всю семью Латфи связывает необычайный актерский талант.

– Мама работала в кемеровской оперетте. Спустя некоторое время, как она перешла в основные актрисы, труппа отправилась на гастроли. В это же время с другого конца страны на гастроли ехал мой отец в составе драмтеатра. Они встретились на перроне, влюбились и обратно поехали уже в одном поезде, – рассказывает Алла Латфи.

Родителям Аллы удалось поработать в театрах Кемерово, Самарканда, Душанбе. Конечно же, дочь всегда была с ними. Еще будучи ребенком, она не боялась сцены, ей поручали некоторые детские роли, а в сказках играла пчелок и мышат.

– Трудовую книжку я открыла в 15 лет. Меня взяли концертмейстером, за плечами была музыкальная школа. А так как в детстве я уже пробовала себя в роли артистки театра, то и повзрослевшей мне стали давать роли. Получается, что о работе в театре я не мечтала. Это было просто само собой разумеющееся, – отметила актриса.

Лучшие роли в сердце всегда…

В Усть-Каменогорск Алла Латфи приехала в 1974 году, работала в областном драмтеатре. Спустя 9 лет ее пригласили в столичный театр Душанбе. Но уже в 1992 году актрисе снова пришлось вернуться в Усть-Каменогорск.

– Там началась война, и мне попросту пришлось спасать своих детей, поэтому я бежала. Коллеги не хотели отпускать, я там была на хорошем счету. К тому времени мне уже дали высшую категорию. Но и в Усть-Каменогорске хорошо встретили, сразу взяли на работу в театр. Могу сказать, что лучшие роли сыграны мною тут, – отметила Алла Латфи.

Мы попросили артистку выделить любимых персонажей, которых ей приходилось играть в разное время. Оказалось, что это Карола («Проснись и пой» М. Дярфаш), Марсела («Мадридская сталь» Лопе де Вега), Иветта («Мамаша-Кураж» Б. Брехт). Актриса с гордостью говорит, что сейчас может вспомнить даже текст роли Марселы, хотя ее труппа играла этот спектакль в конце 70-х годов.

– В нынешнем репертуаре мои любимые спектакли – «Шутки в глухомани» И. Муренко, «Дикарь» А. Касона. Когда знаю, что мне предстоит играть в них, то с самого утра в день выступления ничем не могу заниматься, думаю только о предстоящей работе. Бывает, накануне мне даже снятся мои роли, – говорит актриса.

Преданность и любовь к театру Алла Атаулаевна доказывала неоднократно. Даже с месячным ребенком на руках могла уехать на гастроли, а коллеги заботливо помогали нянчиться за кулисами.

– Помню, только-только Надю родила, и Свете был один год, ко мне домой пришел тогдашний директор театра, а с ним и главный режиссер. Попросили меня поехать на гастроли, сказали, что выделят мне хороший номер в гостинице и спрашивали о моих предпочтениях. Я сказала: главное – холодильник и вода, чтобы хранить молоко и стирать пеленки. И я в поездку потащила чемоданы с ползунками, – вспоминает Алла Латфи.

Артистку за это уважали. Третий звонок без ее согласия никто не давал – ждали, пока Алла покормит дочь.

– Потом костюмеру ребенка отдашь – и бегом на сцену. Так и справлялись, – улыбается актриса.

Секреты династии

Удивительно или нет, но обе дочери Аллы – Светлана и Надежда, а также сын Анатолий тоже пошли по стопам предков и связали свою жизнь с театром. Позже Анатолий Латфи ушел со сцены, но дочери Аллы продолжают поражать зрителей Усть-Каменогорска своей красотой, интересными и разными образами.

– Никто не хотел такой династии. Она сама получилась, – поясняет Алла Латфи. – Мои родители не могли меня маленькую оставить одну дома. Я из школы шла в театр, здесь обедала, делала уроки. С детства наблюдала за работой актеров «изнутри», знала, какой это тяжелый труд.
Такая же ситуация сложилась и с моими детьми. Я отводила их в детский сад, бежала на репетицию. В обед забирала, шла с ними в театр, потому что торопилась на вечерний спектакль. Вот и они все свободное время здесь проводили. И когда встал вопрос о выборе профессии, все случилось само собой.

Алла Атаулаевна признается: родители вовсе не хотели, чтобы дочь становилась актрисой, потому что считали, да и девочка сама это видела, что работа – на износ.

– Основная болезнь актеров – инфаркты. Артисты умирают на сцене, и я становилась неоднократным свидетелем этого. А все потому, что от профессии нет отдыха. Днем и ночью думаешь о роли, которая зацепила. Нет никакого сна. Просыпаешься от того, что произносишь реплики, думаешь, как нужно их сказать. В автобусе, бывает, еду, в уме прокручиваю пьесу, интонацию, а потом как выкрикну с места! И люди оборачиваются. Думаешь о работе всегда – и когда стираешь, готовишь. Ни выходных, ни отпуска, – сказала Алла Латфи.

Сцена – это долг, и у актеров нет ни одной причины не выйти играть спектакль. Простуда, температура, слабость или травма, даже душевная – это все остается за кулисами, а на сцене приходится восклицать и плясать.

И своих дочерей актриса отговаривала от работы в театре. Но у девочек на этот счет было свое мнение, и они до сих пор покоряют сердца зрителей. Надежда и Светлана вышли замуж, сейчас воспитывают дочерей, которые тоже влюбились в храм Мельпомены, им тоже уже довелось принять участие в спектаклях. Один из последних – сказка «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.

– Вероника и Валерия, конечно, обожают театр. Когда их спрашивают о выборе будущей профессии, отвечают, что станут актрисами. Но они еще подростки, и, бывает, у них появляются другие идеи, – рассказывает Алла Латфи.

Экзамен для себя

– Были роли, были кусочки в ролях, над которыми билась до слез. Но все преодолевала, бросать ни в коем случае нельзя. Иногда с помощью режиссера, иногда самостоятельно. Это даже, наоборот, заводит. Когда за плечами уже есть удачные роли, не хочется заваливать новую. Хочется сыграть хотя бы на прежнем уровне. Каждая роль – экзамен, прежде всего – для себя, доказываешь себе, что ты можешь, – рассказывает Алла Латфи.

Таких экзаменов актриса прошла более двух сотен – ровно столько она примерила на себя ролей.

– Было очень приятно, когда актриса нашей труппы Марина Соколова во время моего бенефиса сказала, что в молодости ходила в театр, смотрела на мои фотографии, выступления и мечтала стать такой же. Если на школьницу театр произвел такое впечатление, и она до сих пор помнит те моменты, значит есть и другие люди, и я все-таки оставила какой-то след. Рада, что у меня получается пробуждать что-то светлое, цеплять за душу. Театр – это волшебный мир, и очень хорошо, когда зрители хотят в него вернуться, – отметила Алла Атаулаевна.

Несмотря на огромный опыт и зрелый возраст, актриса с радостью принимает участие в детских спектаклях. И если в «Красной Шапочке» С. Когана, С. Ефремова Алла Латфи играет бабушку, где не нужно прыгать и скакать, а достаточно передать ребятам задорное настроение, то в сказке «Муха-Цокотуха» К. Чуковского актрисе достались сразу две роли – Кузнечика и Гусеницы, – там требуется станцевать практически подряд 25 танцев!

– Настрой что перед детским, что перед взрослым спектаклем – одинаковый. Но есть спектакли, на которые без молитвы даже не выйду. Не из-за страха, я не боялась никогда, а из-за уважения к сцене и профессии. Играть в театре – очень ответственно и волнительно. Я за кулисами могу трястись, но только ступаю на сцену, все – я другой человек. Алла осталась по ту сторону, а здесь – героиня с совершенно другой судьбой, – пояснила Алла Атаулаевна.

Артистка рассказала, что со временем научилась ощущать настроение зрителя почти мгновенно. «Дыхание зала» подсказывает, что нужно делать. Если оно холодное, то актеры стараются растопить сердца публики, если сразу чувствуется расположение, то герои расслабляются и зал заводится. Но все же чаще, наверное, зрители приходят открытые и воодушевленные, ведь театр еще с порога заражает добротой и любовью.

Кристина Кирдяпкина

Еще новости

Back to top button