Культура

От Аблай-хана до наших дней

В Восточно-Казахстанском музее искусств в рамках празднования 550-летия Казахского ханства открылась выставка картин «На волнах истории».

От Аблай-хана  до наших днейВ экспозиции представлено 30 живописных работ художников из разных регионов республики: Алматы – Бакыт Сейсенханулы, Павлодара – Анар Аубакир и Карасай Нуркенов, Семея – Гумар Макаров, Тлеугазы Жуванышев, Усть-Каменогорска – Ержан Тургунбаев, Николай Аштема, Гульнар Бекбердинова, Тарбагатайского района – Еркен Сулейменов.

Картины исторической и патриотической тематики, посвященные 550-летию Казахского ханства, написаны в рамках международного проекта «Менің Қазақстаным», стартовавшего в 2010 году. В течение пяти лет художники из Казахстана и России работали на этюдах в живописных уголках Восточного Казахстана. В августе этого года они стали участниками международного пленэра. Сюжетные полотна отражают легенды и историю казахского народа, сценки бытового жанра. Как говорят сотрудники музея, картины маститых авторов и молодых художников написаны через собственные впечатления авторов от исторических событий и фактов времен Аблай-хана, Кабанбай батыра, а также красот увиденного на нашей земле.

Живописцы воплотили в полотнах особое, красочное, субъективное и эмоциональное восприятие времени. Кудаш Нурсадыков, Гульнар Бекбердинова, Ержан Турганбаев видят наследие Казахского ханства не только в героическом и эпическом варианте, но и в повседневной жизни.

На картине «Казахские мастерицы» Гульнар Бекбердинова изобразила группу женщин, разглядывающих один из предметов домашнего обихода – орнаментированный сырмак. Ковер издревле использовался в повседневном обиходе каждой семьи и является неповторимым творением прикладного искусства казахского народа. В центре картины изображена пожилая мастерица. Она делится своим опытом с более молодыми женщинами и совсем еще юными девушками. На холсте художница показала преемственность поколений.

– В детстве я видела, как мама плетет сырмак,– говорит Гульнар. – Она брала два цвета шерсти – белую и черную. Темой для вдохновения также стали произведения Абая Кунанбаева, воспевавшего историческое прошлое нашей страны. Все это и нашло отражение в моих картинах.

На полотне Кайсана Кудайбергенева «Поединок» зафиксировано реальное историческое событие. Никому не известный 20-летний Абилмансур (так звали тогда Аблай-хана) в поединке убивает Шарыша, близкого родственника главного батыра калмыков – хунтайжи Калдан-Серена. Абилмансур с юношеских лет проявлял свои лучшие качества воина, защитника Отечества. Одной из первых крупных побед, принесших ему всеобщую известность, стала битва казахских воинов под командованием Абулмамбета против джунгар. Именно этот сюжет вдохновил Кайсана написать историческое полотно.

Значение личности Аблай-хана в создании и развитии сильного казахского государства, являвшегося духовной энергией настоящих и будущих поколений казахского народа, Кайсан Кудайбергенев представил в картине «Аблай-хан». Образ полководца изображен в условном художественном пространстве, где архитектурные символы обозначают территорию Казахстана между Россией и Китаем. Центральная фигура на полотне – Аблай-хан, скачущий на коне. В посадке всадника, разведенных в сторону руках чувствуется сила и уверенность великого человека. В его взгляде строгость, за спиной войско. А над головой, как символ Казахстана, парящий в небе орел.

– Аблай-хан – единственный из чингизидов полководец, объединивший три жуза Казахского ханства, – говорит Кайсан. – Став ханом в двадцать лет, Аблай около полувека с честью правил государством. Он был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Его основной задачей было укрепление страны. Успехи и победы казахского хана являлись совершенно неприемлемыми для правителей соседних государств – Китая и России. В результате вспыхнула война с Китаем. Военный конфликт позже также разрешился с помощью дипломатических усилий Аблай-хана.

На выставке представлены несколько работ художника Ержана Турганбаева. Наибольшее впечатление производят картины «Кузнецы», «Вечерние мелодии», «Игры на свежем воздухе». Ержан родом из села Буран Маркакольского района. С детства он впитал в себя красоту родного края. Художник через искусство выразил чувство признательности казахскому народу. Он показал культуру, которая пришла к нам из XV века.

Живопись, представленная на выставке: «Раненный Толеген», «Последняя встреча» Николая Аштемы, «Мечта Абая» Динары Ильясовой, «Сказитель» Кудаша Нурсадыкова и другие разнообразны по стилистике. Заданная тема успешно решена в пластике авангарда, символизма и реализма. Выставка продлится до февраля следующего года по адресу: улица Тохтарова, 56.

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button