Мастерство разрешения конфликтов
В Восточном Казахстане успешно обучают общественных медиаторов и членов согласительных комиссий, которые помогают в решении трудовых споров на предприятиях области.
В целях эффективного разрешения социально-трудовых споров и конфликтов в досудебном порядке, в том числе путём медиации, между территориальным объединением профсоюзов и областным судом действует Меморандум о взаимном сотрудничестве. В 2018 году был создан Центр примирения «Татуласу орталығы».
По информации председателя территориального объединения профсоюзов Темирбека Касымжанова, за этот период в Центр примирения обратилось 2 194 человека, в том числе 297 по трудовым спорам. Процедурой медиации было разрешено 283 обращения, работодателями выплачено более 19 млн тенге заработной платы и компенсаций по отпускам.
Примечательно, что 2021 год объявили Годом первичной организации профсоюзов. Поэтому особое внимание уделяется обучению членов согласительных комиссий и общественных медиаторов на предприятиях, которые на местах могут помочь в разрешении социально-трудовых конфликтов. Обучение проходит в Центре примирений. Всего за время работы проведено больше 565 информационных и обучающих семинаров. Как рассказала руководитель Центра примирения Елизавета Абдрахманова, первыми обучились общественные медиаторы на предприятиях филиалов АО «Казахтелеком», АО «Казпочта», АО «УМЗ», согласительные комиссии Центра матери и ребёнка, областной больницы, профсоюзной организации отдела образования города Усть-Каменогорска.
– Всё это сделано, чтобы при возникновении конфликтных ситуаций общественные медиаторы на местах, в коллективе, могли помочь в разрешении вопросов, знали технологии разрешения споров. Мировая практика говорит о том, что конфликт, который разбирается на месте, самый эффективный, ведь участники могут сразу же выразить свои мнения. Когда есть диалог, тогда есть и решение вопроса, – отмечает Елизавета Амировна.
Ежегодно в Центре примирения обучаются трудовые согласительные комиссии, которые могут помочь работнику разрешить индивидуальный трудовой спор с работодателем.
– В составе каждой согласительной комиссии должно быть равное количество человек от представителей стороны работодателя и представителей стороны работников. В момент какого-то спора – допустим, на работника наложено взыскание, штраф или ограничение, или работник считает, что его незаконно переместили, понизили – можно обратиться в согласительную комиссию. Только после заседания и решения согласительной комиссии работник может обратиться в суд, – говорит Елизавета Абдрахманова.
В конце марта в Центре примирения прошло очередное обучение согласительных комиссий и общественных медиаторов дошкольных и школьных организаций отдела образования Усть-Каменогорска. Таким образом, было обучено 19 общественных медиаторов дошкольных первичных организаций образования города и 10 членов согласительных комиссий. При этом в ходе тренингов упор делается на разбор различных конфликтных ситуаций.
Примечательно, что сейчас чаще всего за консультацией для разрешения трудовых споров в Центр примирения обращаются работодатели.
– Работодатели понимают, что индивидуальные конфликты не создают ни положительный эмоциональный фон, ни комфортность при работе и отражаются на работоспособности. Поэтому несмотря на то, что работодатель имеет более сильную правовую базу, 70 процентов от числа обращений исходит от них. Потому что теперь у них есть возможность получить поддержку со стороны профсоюзов, внести какие-либо дополнения и изменения в законодательство по развитию профсоюзов, – отмечает Елизавета Абдрахманова.
С начала этого года в Центре примирения проведено уже 72 консультации, заключено 18 медиативных соглашений, в том числе по семейным конфликтам, добровольным алиментным соглашениям и разделу имущества, трудовым спорам, частным долговым распискам. Кроме того, в январе этого года Центр переехал в собственное здание, специально оборудованное областным судом.
– В прошлом году поступало очень много вопросов в суды и другие консультативные центры. Поэтому руководство региона решило, что необходим такой центр, где люди могут получать любую консультацию. Тем более, в связи с пандемией это стало ещё актуальнее. Люди могут получить безвозмездную консультацию от медиаторов, чтобы понять, как им действовать дальше, и уже даже не приходить за какими-либо платными услугами к нам. Ведь у них уже есть правовая основа, – говорит руководитель Центра примирения.
Говоря о главном преимуществе досудебного разрешения любого спора, Елизавета Амировна отметила, что в процедуре медиации решение принимается с учётом интересов обеих сторон в рамках закона, ведь стороны обязательно приходят к взаимовыгодному соглашению.
Сейчас в Центре примирения развивают такие направления работы, как разрешение конфликтов, связанных с микрокредитными организациями, а также обучение общественных медиаторов в сельских округах.
Обратиться за медиативной помощью и консультацией в разрешении какого-либо конфликта можно по адресу: ул. Бурова, 20 в Усть-Каменогорске, а также позвонить по телефонам: 8 (7232) 25-23-54, +7 705 508 98 24.
Дарья Антон
Фото из открытых источников