Играть, развивать, обучать
В Восточном Казахстане открылся цех по производству развивающих детских игр и игрушек.
В селе Новоявленка местный предприниматель наладил выпуск более 20 наименований логических игр для детей младшего возраста на казахском и русском языках. Все изделия выполнены с национальным колоритом и отображают культурное и природное многообразие нашей страны.
Идея на все сто
– Когда родилась наша первая дочка, как любой родитель, я хотела дать своему ребенку только самое лучшее. Тогда я стала искать у нас, в Казахстане, качественные игрушки, – рассказывает о зарождении идеи создания цеха президент Национальной ассоциации производителей развивающих игрушек Sanaly urpaq Наталья Саратова. – К сожалению, ничего, что бы понравилось и удовлетворило все мои требования, не смогла найти. Пришлось заказывать из России и Европы.
Тогда ей в руки и попали игрушки европейского бренда, которые удивили и порази-ли не только качеством, но и тем, что имели глубокий образовательный уклон. Сначала она стала дистрибьютором этих товаров.
– Так как игрушки в большей степени имеют развивающую направленность, сначала пробовала продавать их в детские сады. Говорили, что именно такие игрушки и требуются, – вспоминает Наталья Саратова. – Но так как бюджет в этих учреждениях ограничен, то покупали мало.
Вывод напрашивался сам собою – качественные игрушки нравились многим, но были довольно дорогими. Тогда и появилась идея сделать так, чтобы такие игрушки стали доступными в Казахстане.
Первые шаги
Весной этого года было принято решение запустить производство логических игр для детей в Усть-Каменогорске. Предприниматель обратилась к руководству областного центра, рассказала, что такое производство возможно и хотелось бы поддержки со стороны акимата.
– Нам сообщили, что идея производства детских развивающих игрушек хорошая, также в городе наблюдается дефицит рабочих мест для социально уязвимых слоев населения, – вспоминает Наталья Саратова. – В акимате Усть-Каменогорска заверили, что если мы будем принимать на работу эти категории граждан, то власти города смогут рассмотреть возможность целевого финансирования детских садов на приобретение наших игрушек.
Таким образом, получилась сбалансированная система: у детских садов есть потребность в качественных развивающих играх – они их получают, у властей города есть потребность в трудоустройстве социально уязвимых категорий граждан – их обеспечат рабочими местами и люди получат достойные условия труда, а бизнесмены – возможность реализовывать свои товары и развивать производство.
В сентябре этого года цех запустили – полностью закупили новое современное оборудование, укомплектовали штат работников. Для представителей социально уязвимых слоев населения организовали работу по гибкому графику. Сейчас предприниматели ведут работу с отделом образования – согласовывают те наименования товаров, которые требуются дошкольным учреждениям.
– Мы используем метод «от обратного», когда не изготовитель предлагает уже готовые товары, а сами воспитатели сообщают, что им необходимо. Наши менеджеры работают в тесной связке с детскими садами – предоставляют им списки товаров и те сами выбирают то, что им нужно, – рассказывает Наталья Саратова.
Развивайся играя
Востребованный товар изготавливают только из дерева. Работа идет в двух цехах: в одном происходит распил, склейка и шлифовка, в другом – покраска, упаковка и хранение уже готовой продукции.
Эти игрушки можно использовать не только в игровых целях, но и в качестве дидактического материала для проведения тематических занятий. Ко многим из них прилагаются методические указания для проведения групповых уроков.
Они выполняют сразу несколько функций. Образовательную – с помощью деревянных игрушек можно изучить животный мир, географию, основы геометрии и счета, узнать о родном крае и разных этносах, проживающих в Казахстане. Непосредственно игровую – развивают внимание и память, логику и мышление, помогают научить переходу от общего к частному, создавать целостные образы и объединять отдельные фрагменты в композиции. И, собственно, физиологическую – способствуют развитию мелкой моторики и координации движения рук.
Направления развивающих игр тоже различные. Например, познавательная игра «Народ Казахстана» – это набор фигурок с изображением мальчика или девочки в на-циональных костюмах разных этносов, проживающих в республике. Комплект состоит из 12 фигурок, которые разделены на три части, и их ребенку надо правильно собрать. Помимо этого, в набор включена серия карточек с реальными изображениями и интересными фактами об исторической родине каждой национальности.
Игра-ходилка «Нур-Султан» представляет собой пазл-вкладыш, на котором изображены объекты, являющиеся достопримечательностями столицы. С помощью кубиков и фишек дети пройдут путь от аэропорта до резиденции Президента. Каждый раз, когда они проходят мимо какого-то объекта, воспитатель или родители описывают его и рассказывают интересные факты о нем. Для этого к игре прилагается комплект карточек с описанием и реальными фотографиями объектов.
– Детский сад – это место, где закладывается фундамент интеллекта и развития ребенка, – подчеркивает Наталья Саратова. – К сожалению, в настоящее время их оснащение развивающими играми и пособиями осуществляется по остаточному принципу. Но ведь дети должны несколько лет не только находиться в хорошем помещении с регулярным питанием, но и в первую очередь получить базу для своего дальнейшего развития. Мы очень надеемся, что наш проект станет шагом к изменению в системе формирования структуры финансирования дошкольных учреждений.
Дмитрий Одинцов
Фото Дмитрия Франчука