Древней лампады божественный свет
В Тарбагатайском районном историко-краеведческом музее хранится древний бронзовый светильник, относящийся к первому тысячелетию до нашей эры.
Он имеет довольно изящную для того времени форму. Низкий широкий сосуд укреплен на фигурной подставке. Посредине трубка для фитиля, у основания которой лицом к лицу расположены фигурки двух крылатых барсов. Статуэтки тотемного у древних кочевников зверя придают изделию какую-то торжественность, даже таинственность. И сдается мне, что этот старинный светильник из тугоплавкой бронзы, найденный в 1980 году при раскопках в местечке Шыбынды, служил для далеких наших предков вовсе не осветительным прибором, не плошкой с горящим маслом, а исполнял роль главного идола в период зороастризма – первобытного обожествления природы, религиозного почитания огня. Именно в диком танце пламени, вырывающемся из священной лампады, огнепоклонники видели олицетворение вечной борьбы добра со злом, света с тьмой…
Еще один ценный экспонат – каменное изваяние вождя кочевого племени – был доставлен в музей с равнины Акжайлау. Предводитель степняков сидит по-казахски скрестив под собой ноги, а на поясе у него ксе – ремень с прикрепленными к нему длинным ножом и торсыком – дорожной емкостью для кумыса. Их поверхности покрыты орнаментом, другими изображениями и опять же в «зверином» стиле.
Два других каменных экспоната тоже из разряда редких. Первый представляет из себя небольшую пластину твердой горной породы, но не с привычными для нашего глаза петроглифами, а с изображением лика Будды. Время его нахождения – конец двадцатого столетия, время изготовления – неизвестно. Мне же думается, что портрет завезли джунгары-буддисты, покушавшиеся в XVII-XVIII веках на казахские земли и впоследствии с позором оттуда бежавшие. Содержание же второго «каменного» произведения искусства носит уже мусульманский характер. На отшлифованной поверхности валуна размером с большой чемодан неизвестным гравером затейливой арабской вязью высечено несколько аятов – коранических строк. Камень-страница также был обнаружен на территории района, и равно как и другие экспонаты изучается специалистами музея на предмет установления даты изготовления, автора, других данных.
На сегодня в Тарбагатайском районном историко-краеведческом музее, отметившем на днях 25-летие со дня образования, насчитывается свыше 3700 различных экспонатов. В истекшем году при поддержке Акима области Бердыбека САПАРБАЕВА удалось капитально отремонтировать здание очага культуры, а в купольной его части открыть новый зал для экспозиций.
– С целью обогащения фонда, – рассказывает директор музея Конысбек Акжасар, – мы поддерживаем связи с республиканской Академией наук, Центральным архивом Казахстана, историко-краеведческими музеями Омска, Семея, Усть-Каменогорска и Зайсана. Делом чести считаем успешно реализованный нами проект «Потомки Толегетая». Речь о реставрации мавзолея нашего знаменитого предка и земляка Толегетая в Кызылординской области. Жил некогда такой человек, отважный богатырь, мудрый повелитель и справедливый судья… Все свои успехи, достижения коллектив нашего музея посвятил нынче 20-летию Независимости Республики Казахстан. Мы и дальше будем воспитывать и одухотворять молодежь на героическом прошлом наших отцов и дедов, прививать людям патриотизм, чувство гордости за Отечество и родной край.
Добавлю, что на недавно прошедшем в Астане международном форуме музееведов директор Тарбагатайского историко-краеведческого музея, деятель культуры страны, лауреат премии Акима области за значительный вклад в развитие культуры Конысбек Акжасар признан победителем состоявшегося в рамках форума конкурса музейных работников в номинации «Лучший руководитель-новатор».
Тарбагатайский район



