Ладья бога Ра

На территории урочища Ак Баур, входящего в состав Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, прошли XV Курдаковские чтения. Свыше 50 человек приехали, чтобы вспомнить нашего земляка, поэта и художника Евгения Курдакова, оставившего свой знаковый след в развитии русской филологии, лингвистики, литературы.
Он родился в России. Но эпизоды судьбы тесным образом переплелись с уникальным по своим природным и геополитическим особенностям Восточным Казахстаном. Край, названный «центром Евразии» воспет в книге «Ак Баур: тайны и открытия», изданной в 2008 году после смерти автора. Многие тезисы исследователя Курдакова уже подтверждены. «Без навыков курдаковской школы Ак Баур не понять», – шутят друзья поэта.
Обычно Курдаковские чтения проходили на берегу Иртыша, куда в последние годы жизни любил приезжать поэт. Собирались друзья семьи, поклонники таланта Е. Курдакова, зрелые и начинающие поэты, художники, композиторы, барды. Читали стихи знаменитого автора, вспоминали случаи из жизни, представляли собственное творчество. По традиции дипломанты Курдаковских чтений выбираются из числа людей, активно и последовательно пропагандирующих творчество Евгения Курдакова. В числе самых первых – известный тележурналист Вера Лазарева, руководитель библиотеки-музея им. Е. Курдакова города Старая Русса Новгородской области Наталья Прокопчук и многие другие.
На этот раз среди победителей – сотрудник усть-каменогорской Центральной городской библиотеки имени Бокея Ирина Каланчина и руководитель фольклорного ансамбля «Товарки» Глубоковского района Нина Ершова. Трудно переоценить личный вклад Ирины Каланчиной в пропаганду литературного наследия Е. Курдакова. Благодаря ее энтузиазму в библиотеке проводятся творческие встречи с учащимися школ, колледжей, вузов, трудовыми коллективами по изучению литературного наследия Евгения Васильевича. Многогранный талант Нины Ершовой позволил некоторым стихам Е. Курдакова обрести новое звучание в песне.
Ставший традиционным конкурс «Убежать из плена снов к вечной правде облаков» включает три номинации: «Творчество Курдакова», «Авторская поэзия», «Песня». В составе жюри – член Союза писателей Казахстана и России Михаил Немцев, руководитель областного литобъединения «Звено Алтая» Наталья Матвеева, кандидат филологических наук Валерия Проходова.
Среди тех, кто подал заявку на участие в конкурсе – Александр Исаченко. Автор нескольких поэтических сборников, талантливый фотограф, известный тренер по лыжным гонкам из села Черемшанка на суд жюри предложил стихотворение, посвященное курдаковской лирике. Рифма у Александра Демьяновича своеобразная: сочная, легкая, сверенная не только с правилами ямба и хорея, но и душевными струнами. По замечанию председателя жюри М. Немцева, именно лирика Исаченко и Бэллы Пуссеп – женская, образная – оказались открытиями конкурса и достойны дипломов.
Известный художник Анатолий Бердюгин на чтения традиционно приезжает, захватив с собой альбомы с рисунками, этюдами, навеянными курдаковской лирикой. Ученик Леонида Агейкина, Анатолий Васильевич подчеркивает, что в Курдакове всегда побеждал Творец. Была ли это графика или резьба по дереву, стихи или публицистика – во всем и до конца угадывалось присутствие творческого поиска, личного отношения, требовательность свободного художника со своим взглядом на узнаваемые события, позиции и даже слова.
Как-то Анатолий Васильевич наткнулся в урочище Ак Баура на наскальный рисунок, который угадывался на фрагменте разрушающегося камня. Древний художник изобразил лодку, в которой находился человек. Бердюгину неолитовский почерк напомнил египетские пергаменты с изображением ладьи бога солнца Ра. Хронологический размах эпох не смущал. Бердюгин сделал копию рисунка. В следующий раз он приехал сюда вместе с Курдаковым. Увы, камня на месте не оказалось. Зато отчетливо были видны следы присутствия человека ХХ века – местные жители использовали разрушенные камни для домашнего строительства домов и подворий. Так, условно названная Бердюгиным, ладья бога солнца Ра, канула в историю. Но сохранилась его копия. Рисунок и сегодня в альбоме художника.
Свои работы на суд жюри предложила первокурсница архитектурного факультета ВКГТУ им. Д. Серикбаева 17-летняя Александра Гаврилова. Саша рисует столько, сколько себя помнит. В древнем урочище впервые. Услышав рассказ мэтра Бердюгина, решилась и запечатлела свой Ак Баур.
Экскурсия к культовым каменным нишам эпохи неолита вместе с сотрудником музея, дочерью поэта Юлией Курдаковой дала возможность по-новому осмыслить историческое и культурное наследие астрономического комплекса эпохи Неолита. Древние люди личные переживания выражали посредством рисунка, отдавая на хранение камню то, что сопровождало их повсюду: бьющиеся в поединке архары, парящие орлы, рельефный прыжок оленя, стрелы молнии… Природные краски из растений, смолы, коры давали первобытному художнику возможность обращаться в своем творчестве к оттенкам. Каждый штрих древнего мастера дышит порывом, страстью. Похоже, подсмотренные у природы картинки, рождали в сознании неолитового человека новые фантазии, которым позже суждено было вылиться в мифические сюжеты древних цивилизаций.
Фото автора



