Возвращение в детство

Игрушки из папье-маше, плюшевые мишки и зайчики, куклы-тыковки из шелка и сказочные композиции на мотивы бессмертного произведения Кэрролла «Алиса в стране чудес» — все это смогли увидеть посетители выставки-летучки краеведческого общества «Прииртышье», посвященной авторской кукле известной в Семее мастерицы Наталии Кашляк.
Наталия Вадимовна – давний друг краеведческого общества. Ее супруг Виктор Кашляк – один из членов-учредителей этого общественного объединения любителей истории и культуры родного края. К сожалению, несколько лет назад его не стало. Но сохранилось светлое чувство дружбы между энтузиастами-краеведами и Наталией Кашляк, человеком творческим и всегда готовым на интересные эксперименты. Вот и на этот раз, когда краеведы предложили мастерице провести персональную выставку авторских кукольных коллекций, Наталия Вадимовна не раздумывая согласилась.
Она педагог, способный разжечь искру знаний и творчества в своих воспитанниках. 36 лет своей жизни Наталия Кашляк отдала работе с неслышащими детьми в специализированной школе-интернате. И это не просто работа – это возможность помочь ребятам найти свой жизненный путь, раскрыть творческий потенциал, понять, что и в простых вещах можно найти прекрасное начало.
– На выставке-летучке автор представила зрителям четыре коллекции своих кукол, – рассказывает член краеведческого общества, экскурсовод выставки Екатерина Гуляева. – И хотя все они выполнены в разных техниках, их объединяет единый замысел: возвращение автора в ее детство. То светлое время, когда она вместе с друзьями беззаботно играла в снежки, ждала новогоднего праздника и загадывала желания под елкой.
Первое, что бросается в глаза на выставке, – это множество маленьких куколок, развешенных над столом на двух длинных веревках. Это идея председателя краеведческого общества «Прииртышье» Марата Сасанова. По его задумке, чтобы каждый посетитель смог рассмотреть все детали небольших елочный игрушек, нужно их представить в самом выгодном положении – на веревке. Эти 30 небольших фигурок – гимн автора своему детству, которое протекало в 50-60-е годы прошлого столетия. В коллекции можно увидеть обычных советских детей того непростого послевоенного периода. Они закутаны в шубки и пуховые шали крест-накрест или в лихо сдвинутой шапке-ушанке спешат на каток с коньками на шее.
– Самое удивительное, что автор сумела передать в этих куклах атмосферу самого детства, – рассказывает Екатерина Гуляева. – И это почувствовали практически все маленькие посетители нашей выставки. Первоклашкам XXI века были близки и понятны эти детские образы, отражающие детство их бабушек и дедушек. Ведь золотая пора детства не имеет временных рамок. Как и 60 лет назад, дети любят кататься на лыжах, коньках и санках, зимой они заботятся о птицах, а на Новый год наряжаются в карнавальные костюмы.
Особое удивление у ребят вызвал рассказ о том, что эти удивительно милые и яркие куколки сделаны из обыкновенной ваты. К сожалению, современные педагоги стали редко учить ребят некогда популярной технике папье-маше. Поэтому куклы из этих простых и доступных материалов кажутся современным детям неким чудом.
Тему детства середины XX века продолжили куклы коллекции «Цирк». Здесь Наталия Кашляк воссоздала любимые миллионами советских детей плюшевые мягкие игрушки. Люди старшего поколения с умилением вспоминают, как они засыпали, прижав к груди милого плюшевого зайчика, медвежонка или обезьянку. Этих любимых персонажей мастерица одела в цирковые костюмы, сделав из них клоунов и воздушных акробатов. Плюшевые зверушки настолько понравились ребятам, что они тут же затеяли игру в кукольный спектакль, где главными героями стали зайка и мишка.
А вот старшеклассникам больше приглянулась коллекция куколок-тыковок. Они так называются по форме головы авторской куклы. Наталия Вадимовна шьет их из шелка, раскрашивая акриловыми красками. По словам мастерицы, куклы иногда сами подсказывают ей, кем они хотят быть. Так, однажды, когда она трудилась над головкой новой куклы, неожиданно поняла, что кукла «хочет» быть школьницей-отличницей. Чтобы воплотить этот образ, кукольница смастерила крохотные очки и одела куколку в аккуратную школьную форму. А для того чтобы максимально воссоздать образ счастливой девочки из детского сада, мастерица не поленилась с лупой в руках изучить фотографии своей дочери. Ее интересовали сандалики, которые носили ребятишки советской эпохи. В результате куколка была обута в прелестные белые кожаные сандалики, один в один похожие на аналоги марки «Сделано в СССР».
Надо сказать, что выставка авторской куклы Наталии Кашляк навела краеведов на мысль об организации целой серии выставок «Мастера нашего края».
Общественники хотят пропагандировать творчество ремесленников Семея, тщательно воссоздающих национальные традиции и развивающих новые интересные направления в творчестве.
Семей



