Желание учиться сильнее испытаний

К 105-летию со дня открытия первой казахской начальной школы на Востоке
В XIX веке обучение детей на казахском языке в основном проходило в начальных школах и медресе. Родители платили за каждый день учёбы, часто в натуральной форме: продуктами, скотом, предметами быта и так далее. В Восточном Казахстане частные школы появились раньше государственных. Специальных школ с казахским языком обучения не существовало, и большая часть населения оставалась неграмотной. Частные школы функционировали за счёт средств родителей и были популярны, поскольку давали детям хотя бы базовые навыки чтения, письма и счёта.
В Усть-Каменогорске открывались интернаты для обучения мальчиков на казахском языке. Они финансировались из казны, но этих средств не хватало для нормального обеспечения учащихся.
Условия в интернатах были тяжёлыми: антисанитария, скудное питание и плохая одежда приводили к частым заболеваниям. Местные власти, убедившись в неэффективности интернатов, обратились к царскому правительству с просьбой преобразовать их в сельскохозяйственные школы.
С конца XIX века в таких школах стали совместно обу-чаться русские и казахские дети. В учебных заведениях действовали фермы и мастерские, где школьников обучали основам ремёсел и сельского хозяйства. Ученики работали на пришкольных участках, получая агрономические знания.
Из-за нехватки педагогов часто обучали русские учителя. Среди них были и выдающиеся общественные деятели, такие как писатель Павел Бажов.
После октябрьской революции вопросам народного образования стали уделять особое внимание, и в стране начали массово открываться школы. 28 января 1920 года в Усть-Каменогорске была основана казахская начальная школа. В ней учились 30 детей, а первым директором стал Кусайын Жайсанбаев.
В 1933-1934 годах школа была преобразована в семилетнюю казахскую школу, став центром образования для многих поколений.
Первыми учениками школы были дети бедных крестьян и рабочих, которые впервые получили возможность учиться. В начале 1920-х годов в Усть-Каменогорском уезде действовали 138 школ, из них 88 русских и 50 казахских. Основателями школы и первыми учителями, посвятившими свою жизнь образованию и воспитанию молодёжи, были Кусайын Жайсанбаев, Уали Рахымбаев и Ислам Юсупов.
Уездный отдел народного образования организовал в городе русский народный театр, мусульманскую драматическую труппу, детский клуб, детский сад и приют.
Но время было тяжёлое. Не хватало учителей, школьных зданий, бумаги, чернил, мела, дров. Однако это не останавливало людей: днём учились дети, а вечером за парты садились их родители – земледельцы, скотоводы, охотники, рыбаки, рабочие. Несмотря на трудности, все с усердием стремились к знаниям. Они изучали грамоту через буквы и рисунки, а единственным источником тепла в классах были печи. Из-за нехватки топлива помещения оставались холодными, но желание учиться было сильнее всех испытаний. Ученики старались получить как можно больше знаний от своих учителей.
В 1938 году школе выделили новое здание на 120 мест, что позволило улучшить учебный процесс и уделять больше внимания досугу детей.
В свободное время школьники осваивали трудовые навыки, учились лепке и рисованию.
Тогда людей согревали не только печи, но и тёплые слова, улыбки и искренность. Они постигали огромный, мудрый и сложный мир, открывая для себя ценность образования. Вместе со страной росла и школа, которая и сегодня, оставаясь в числе лучших учебных заведений региона и республики, продолжает готовить молодое поколение к будущему. Сегодня это специализированная школа-гимназия-интернат имени Жамбыла для одарённых детей.
Н. Сереканкызы, архивист ГККП
«Государственный архив» Управления цифровизации и архивов ВКО
Перевод Даны Нагиевой Государственный архив ВКО
Статья подготовлена на основе материалов личного фонда Станислава Черных


