Страницы истории

Властители света и тени

Именно так можно было бы назвать первых в истории фотографов. Людей, отважившихся соединить изобразительное искусство с химическими опытами, чтобы отобразить на хрупкой стеклянной платине облик человека или понравившийся пейзаж.

А вы знали, что уже через девятнадцать лет после изобретения фотографии в Европе первые салоны фотографии появились в Семипалатинске (ныне Семей)? И одними из первых героев, кого запечатлел на долгую память потомкам малоизвестный фотограф, стали великий русский писатель Фёдор Достоевский и первый казахский учёный и исследователь Чокан Валиханов? Интереснейшую краеведческую гостиную об истории фотографии провели члены краеведческого общества «Прииртышье».

 

Властители света и тени

Вряд ли в Восточном Казахстане, да и в целом в республике, найдётся хоть один человек, который хотя бы раз в жизни не встречал известнейшую фотографию, на которой изображены Фёдор Достоевский и его друг, молодой офицер Чокан Валиханов. Именно эта фотография стала прототипом для скульптурной композиции, до сегодняшнего дня украшающей комплекс литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Семее.

Вот только мало кто задумывался, где был сделан этот исторический снимок, ещё меньше задавались вопросом о его авторе.

– Этот снимок был сделан в нашем городе в 1859 году, в один из майских дней, потому что уже через несколько дней после этого Фёдор Михайлович навсегда покинул место своей ссылки и вернулся в Петербург, – рассказал краевед Александр Зязин.

Кстати, дата снимка – до сих пор предмет споров разных исследователей. Одни считают, что он был сделан в 1858 году, перед поездкой Валиханова в Кашгар, другие – уже после неё. И ко второй версии склоняется большинство. Эти выводы сделаны на основе тщательного изучения самой фотографии.

Так кто же автор этой фотографии? В истории краеведения Восточного Казахстана сохранилось его имя. Это некто Соломон Лейбин – личность весьма примечательная и довольно известная в среде фотографов Казахстана.

Сохранились даже воспоминания очевидца, который описывает момент, когда был сделан знаменитый снимок. Вот что пишет в книге «Находки краеведа» исследователь Н.П. Ивлев: «…фотоателье Лейбина находилось рядом с квартирой Валиханова или Достоевского в Семипалатинске… Друзья сели на стулья без обычной подготовки к сеансу. Даже не повесили фуражки. Позы самые вольные, словно находятся в домашней обстановке. У Достоевского выражение лица такое, что, кажется, он только на мгновенье прервал оживлённый разговор с интересным и желанным собеседником… Сухие пальцы руки (Валиханова) сжимают рукоять кинжала, застыли от предупреждающего возгласа: «Внимание! Снимаю!» Щёлкнул затвор объектива – и нам оставлено запечатлённое изображение замечательных людей».

Властители света и тени

Итак из короткого отрывка мы узнали, что в мае 1859 года в Семипалатинске уже было фотоателье, а ведь с момента изобретения фотографии прошло всего 30 лет! При этом качество снимка, сделанного более чем полтора века назад, просто великолепно!

Отметим, в тот период сделать копию фотографии по негативу было невозможно. Значит, каждый сделанный снимок был уникальным.

Краеведы, занимающиеся фотографией, полагают, что хозяин фотоателье Соломон Лейбин пользовался весьма трудоёмким, так называемым, мокрым коллоидным процессом. Стеклянную пластинку размером 18х24 см перед съёмкой обливали жидким коллодием – раствором пироксилина в смеси спирта с эфиром и солями йода или брома. Затем давали время, чтобы коллодий застыл, и погружали пластинку в раствор азотно-кислого серебра. После этой процедуры коллоидный слой на платине становился светочувствительным.

Так вот семипалатинский фотограф Лейбин – это один из представителей многочисленного семейства, чья жизнь так или иначе была связана с фотографией. Известно, что Лейбины владели фотосалонами во многих крупных городах и районных центрах Семиречья в середине и второй половине XIX века. Самый крупный фотосалон семьи был в Верном. Надо сказать, что один из представителей этой фотографической династии – Павел Лейбин – стал одним из первых ландшафтных фотографов в Казахстане. Он вдохновенно снимал удивительной красоты пейзажи Заилийского Алатау.

А вот первой женщиной-фотографом в Казахстане, вне всякого сомнения, стала супруга губернатора Семипалатинской области Лидия Константиновна Полторацкая. Судя по всему, эта молодая дворянка была женщиной неординарной. Возможность жить в Степном крае она восприняла как большую удачу для своих научных изысканий и фотографического искусства.

Лидия Полторацкая запечатлела виды Восточного Казахстана, людей, животных, быт, обычаи и традиции. Этими фотографиями пользовались её современники, когда занимались картографией и этнографией. Она оставила нам уникальные свидетельства жизни и быта казахов и представителей других этносов, живших на территории современной Восточно-Казахстанской области в 1860-е годы.

На стыке XIX-XX веков заметной фигурой в мире фотографии стал Иван Дюков. Именно в его мастерской был сделан снимок Шакарима Кудайбердиева. В одно время с Иваном Дюковым в Семипалатинске работал ещё один фотограф Павел Афанасьев. Его фотографический салон отличался высочайшим качеством работы и изысканностью. Специально для своих клиентов он заказывал виньетки и паспарту.

По словам краеведов, в период с 1898 по 1909 годы в Семипалатинске насчитывалось не менее 11 фотосалонов. И, надо сказать, во многих домах современного Семея в толстых семейных альбомах до сих пор хранятся сделанные там старинные снимки.

– Я всегда удивлялся качеству старых фотографий. Как раз во время одной из поездок мне удалось увидеть снимок, на котором были изображены более ста человек. При этом лица каждого героя можно было рассмотреть вполне ясно, – удивляется Александр Зязин.

Однако в городе были не только профессиональные фотографы, но и любители фотоискусства, благодаря которым до наших дней дошли виды города и окрестностей, образы его жителей. По снимкам учёные изучают эпоху, костюмы и быт местных жителей.

Как видим, искусство фотографии в регионе развивалось бурно, потому неудивительно, что именно в Семее родился и вырос историк, теоретик отечественного и зарубежного фотоискусства, заслуженный работник культуры Сергей Морозов. Именно он был признанным авторитетом в области фотоискусства на протяжении многих десятилетий. Ему принадлежат книги и альбомы, посвящённые исследованиям художественной и документальной фотографии, фотожурналистике как на Родине, так и за рубежом.

Традиции, оставленные нам первыми фотографами и исследователями Степного края, продолжают современные краеведы, среди которых немало профессиональных фотографов и любителей фотоискусства.

В этом могли убедиться все, кто пришёл на традиционную встречу с краеведами. Для гостей была организована увлекательная выставка старых фотографий и фотокамер разных эпох.

Свою коллекцию фотографий зданий города, сделанную в 1960–1980-е годы представил краевед и фотолюбитель Николай Мовчан. Напротив разместилась выставка его фотокамер, которыми фотолюбитель работал, обходя из года в год тихие улочки родного города.

Старожилы с трепетом рассматривали старые снимки, с радостью узнавая родные места и дома, многих из которых уже нет. А молодёжь заинтересовалась диковинными фотокамерами, слушая увлекательный рассказ о том, как до эпохи цифровой фотографии в домах и мастерских устанавливали фотолаборатории, чтобы проявить плёнку и напечатать снимки.

– Одной из интереснейших страниц истории края может послужить даже обычный семейный альбом. Люди, изображённые на фото, их костюмы, события, – всё это чрезвычайно интересно и познавательно. Приносите свои семейные альбомы на следующие встречи, будем вместе изучать историю родного города, – предложила друзьям краеведческого общества «Прииртышье» Ольга Исаева.

Екатерина Гуляева

Фото автора и Николая Мовчана

Семей

Еще новости

Back to top button