Общество

В трактористы со школьной скамьи

Перебирая документы, недавно обнаружил в своём архиве свидетельство механизатора сельского хозяйства. Такие «корочки» вручали выпускникам школы механизаторского всеобуча наряду с аттестатом зрелости по окончании средней школы. Они давали право работать на гусеничном тракторе ДТ-75, колёсном тракторе МТЗ-80, а также на зерновых комбайнах. Поэтому можно было сразу устроиться на постоянную работу трактористом или комбайнёром, то есть по той профессии, которая сейчас в большом дефиците.


В этой связи напрашивается вопрос, какие получатся механизаторы из вчерашних детей, которые только-только вступают на порог самостоятельной жизни? Не надо забывать, что многие из них выросли в семьях механизаторов и с малых лет, буквально с молоком матери, впитывали знания, набирались опыта на примере и с помощью отцов.


– Всё было тогда по-серьёзному, если помните, – говорят при встречах бывшие одноклассники. – Несколько лет обучения теории, практическим занятиям, правилам дорожного движения, а потом уже вождение, экзамены перед авторитетной комиссией из районной инспекции госсельтехнадзора.


ВЕРТИКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ


Сегодня это покажется фантастикой, но 40–50 лет назад было в порядке вещей выпускать из школы готовых механизаторов. Действовала стройная вертикальная система подготовки рабочих кадров, начиная от Министерства сельского хозяйства Казахстана, областного и районного профильных управлений, а также инспекции госсельтехнадзора. Все данные об этом содержатся в удостоверении, где проставлены печати и штампы, указаны реквизиты, обозначены итоги и выводы экзаменационной комиссии.


– За многие годы из стен школы вышло немало механизаторов, которые потом работали по специальности, – вспоминают преподаватели трудового обучения и машиноведения. – Так было в сельских школах, где выпадал ещё шанс выучиться на шофёра, получить свидетельство, а по достижении 18 лет переоформить его на профессиональные водительские права третьего класса.


Особенно это было на руку тем, чьи родители имели собственный автомобиль и с детства учили детей водить его, обслуживать, а школьные курсы экономили им время и деньги, чтобы потом не пришлось учиться в автошколе.


А что было делать тем, кто не хотел и вовсе садиться за рычаги или баранку трактора, штурвал комбайна, тем, кто не оставался в селе, а уезжал на учёбу? – На самом деле знания и навыки могли им тогда пригодиться гораздо раньше, чем можно было предположить.


К примеру, на учебном тракторе старшеклассники пахали в школьном огороде, обеспечивали стройку материалами, когда на летних каникулах в трудовом отряде сами зарабатывали деньги.


Знание гусеничной техники помогало солдатам в период службы в рядах действующей армии и студентам во время сельскохозяйственных работ, а также при прохождении офицерских сборов после учёбы на военной кафедре вуза, в студенческих строительных отрядах, работавших на целине и больших стройках.


ШИНЫ И ГУСЕНИЦЫ


В новейшие времена багаж технических компетенций актуален и востребован как никогда даже на бытовом уровне, поскольку почти в каждой семье сегодня имеется автомобиль, а то и больше одного. Это и малолитражные средства передвижения, приобретаемые в целях экономии места на парковке и заботы об экологии, и большие внедорожники на дизельном топливе для любителей туризма, походов, рыбалки, охоты.


Тот, кто вооружён знаниями дизельных и карбюраторных двигателей, то есть легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине и солярке, будет в выигрыше – их содержание, обслуживание, ремонт обойдутся в разы дешевле.


Конечно, будем реалистами: гусеничные трактора понемногу уходят на задний план, колёсные сегодня в большем почёте у фермеров, потому что они оказывают меньшее давление на почву, оберегая её от переуплотнения. Кроме того, резиновые шины широкого профиля и в два ряда почти сводят на нет физическую нагрузку на пашню – колёсная техника скоростная, экономичная и экологичная, если говорить о декарбонизации и актуальности «зелёной» повестки.


И всё-таки рано ещё списывать в утиль тяжёлую технику с железными траками вместо резиновых шин, ведь сфера их применения по-прежнему очень широка. Они незаменимы в труднопроходимых, горных условиях, карьерах, шахтах, для прокладки автодорог, мостов, стальных магистралей и веток, расчистки снежных заносов, ледяных заторов, буксировки грузов, леса, транспорта.


Возможно, профессия тракториста перестанет быть чисто мужской, так как лёгкость управления автомобилем и комфорт сегодня позволяют прекрасному полу успешно осваивать искусство вождения, а на западе женщины даже работают дальнобойщицами.


Технический сервис, качество и ресурс машин в наше время достигли такого уровня, что механизатору не требуется самому их ремонтировать – для этого работают специальные сервисные мастерские. В то же время, значительно усложнилась электронная начинка механизмов, что требует от механизатора отличного знания бортового компьютера, дополнительных компетенций. Это означает необходимость подготовки специалистов нового поколения, которые с техникой на ты и готовы к работе с искусственным интеллектом.


Цифровизация внедряется и в сельское хозяйство, которое по традиции считалось наиболее консервативной отраслью, а сейчас трактора пилотируют по навигатору, создаются электронные карты полей, основную часть работ и агротехнических мероприятий или процессов осуществляет умная техника.


ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКой ЭЛИТЫ


Журналистам «Рудного Алтая» приходилось уже бывать в профильных колледжах и университетах, где студенты осваивают современные машины, учатся на инженеров, технических работников, подключаются к работе по внедрению электромобилей и другого транспорта на электрической тяге. Для этих целей в стране, и в том числе в ВКО, создаются лаборатории, мастерские в сотрудничестве с зарубежными партнёрами, чему способствует курс, взятый Казахстаном на подготовку рабочих кадров, истинных технарей. 2025 год объявлен в республике Годом рабочих профессий, что соответствует государственной политике по повышению престижа и статуса человека труда, формированию отечественной технической элиты.


В рамках Национального проекта «Комфортная школа» в областном центре открыты и строятся очаги знаний нового века, где для детей предусмотрено всё от слесарного молотка до кабинетов робототехники. Таким образом, явным преимуществом современных школьников является возможность быстрого поиска и нахождения себя в профессии с малых лет, ранней профессиональной ориентации, без потери времени на пробы и ошибки.


Говорят, что тяжёлые времена создают сильных людей, а они потом сами формируют хорошие времена, поэтому любые вызовы – это шанс для роста, возможности для наиболее полной и всесторонней самореализации детей.


Умение пилить, строгать, забивать гвозди, вышивать крестиком, а также заниматься домоводством, готовить пищу пригодится в дальнейшей жизни каждому ребёнку, пусть даже не в качестве основного источника доходов. В прежние времена на полном серьёзе декларировалось, что именно труд сделал из обезьяны человека, но было бы ещё важнее не допустить обратный процесс. И в этом нет ничего смешного, учитывая неоднозначные тенденции ХХI века, в котором царит культ потребления и акцент делается на баланс интересов.


В КАРЕТЕ БУДУЩЕГО?


Бытует довольно справедливая поговорка о том, что в карете прошлого далеко не уедешь, но обращение к опыту прошлого – вовсе не ностальгия по невозвратному. С переходом на рыночную экономику забота о подготовке кадров в основном ложится на частный сектор: не они ли ратовали всегда за создание конкурентной среды, в том числе в области рекрутинга? Квалифицированные кадры – это ценный человеческий капитал, своего рода «товар», который пытается выгодно себя продать на рынке труда, а если кто-то хочет иметь лучших работников, то должен за это достойно заплатить. Ещё лучше, если работодатель сам занимается подготовкой трудовых резервов для предприятия, используя собственные ресурсы, средства и возможности.


Здесь нам вспомнилось, что когда-то курсанты профтехучилищ носили форменную одежду, и на стальной бляхе поясного ремня красовалась надпись в виде аббревиатуры «ТР», что означало «трудовые резервы». Пожалуй, одну из важных задач государства можно сформулировать как подготовку трудовых резервов, не менее ценных, чем природные ресурсы.


Государство делает сегодня всё возможное для восполнения дефицита технических кадров, но здесь многое зависит и от самих работодателей, и от каждой конкретной трудовой единицы. В конце концов, выбор профессии, трудового пути в жизни сравнимы по важности с определением собственной судьбы. Человек рождается и живёт не для того, чтобы только работать, его жизненная цель формулируется диаметрально противоположным образом: он работает для того, чтобы достойно жить во всех смыслах этого слова. А если ещё работа окажется по душе и по сердцу, то он будет по-настоящему счастлив.

Таир Сапаргалиев
Фото «Рудный Алтай»

Еще новости

Back to top button