Страницы истории

Татарская слобода – перекрёсток времён

Семей – город поистине удивительный. Выгодное географическое положение на Великом Шёлковом пути предопределило дальнейшую судьбу Семипалатинска, а позже и Семея: город стал торговым центром, куда стекались купцы разных народностей и самых отдалённых стран.

А слобода, что возникла в городе одной из первых, даже получила название Татарской, по национальности купцов, её основавших. Именно они внесли огромный вклад в становление и развитие города, ставшего им второй родиной.

– Татары приехали в Семипалатинск более 200 лет тому назад. Если быть точнее, с тех пор прошло уже 230 лет. Они искали лучшее место, где можно жить и работать. И Семипалатинск им понравился. Особенно остров Полковничий, ныне он называется Бейбітшілік, – рассказывает жительница Семея, отличник образования Казахской ССР, бывший заместитель председателя городского Совета ветеранов Рашида Хасанова.

Именно этот речной остров облюбовали приехавшие в город татары. Это было приблизительно в 1764–1765 годах. Одновременно с островом стал заселяться и левый берег Иртыша, где был организован Меновой двор, который гораздо позже перерос в Заречную слободу.

Здесь, на острове, татарские купцы и переселенцы открыли свои торговые лавки, поставили склады, дома для челяди и приказчиков. Торговля шла очень бойко. И это место, находившееся напротив Менового двора, стали потихоньку звать Меновой слободой. Кстати, здесь же городские власти даже построили здание таможни. Это было удобно всем: ведь именно сюда приезжал весь торговый люд, чтобы совершить выгодные сделки, поэтому и таможенные пошлины в этом месте было собирать наиболее удобно.

Шли годы, Меновая слобода постепенно разрасталась. По данным краеведа Виктора Кашляка, в 1786 году слобода на острове насчитывала 45 домов, в 1792 году их количество возросло до 75. Место было выгодное, как говорят в народе, лобное. И если бы не весенние паводки, то и сегодня на острове был бы большой торг. Самые сильные паводки, известные краеведам, пришлись на 1792–1793 и 1795 годы, когда вешние воды разлившегося Иртыша буквально смыли многие дома и торговые лавки жителей Меновой слободы, а вместе с ними подпортили огромное количество товара.

И тогда татары сдались: обратились к городским властям с просьбой перенести их слободы в другое место. Хотели поселиться возле Белокаменки, в 50 км ниже по реке, да им не разрешили, тогда татарские семьи просто перешли на правый берег Иртыша напротив своего любимого острова и тут заложили фундаменты под свои дома и торговые предприятия. Вот так и появилась Татарская слобода в Семипалатинске.

Кстати, жили в ней не только татарские семьи, но и узбеки, русские и представители других этносов, приехавшие в Семипалатинск и осевшие в этом городе. Причём большинство из них занимались торговлей самыми разнообразными товарами. Впрочем, несколько десятилетий спустя уже за пределами Татарской слободы купцы стали открывать первые промышленные предприятия и мастерские. Здесь выделывали кожу, варили мыло, вытапливали сало. То есть торговый город стал постепенно прирастать производственными площадками, которые выпускали собственную продукцию.

Среди первых промышленников можно смело назвать богатейшую купеческую династию купцов Мусиных, память о которых до сих хранится в памятниках, которые оставила после себя эта удивительная семья. Родоначальником династии стал Мухамет Садык (Муса) Мусин, который в 1858 году служил приказчиком купца 3-й гильдии Хакима Курбангалиева. Вскоре он организовал собственное дело, которое принесло известный успех. И уже в 90-е годы XIX века Муса Мусин стал купцом 2-ой гильдии, ведя активную торговлю мануфактурными и галантерейными товарами.

– Муса Мусин решить начать промышленное дело. И вот его сын, Латиф, решил придумать, как построить паровую крупчатую мельницу. Это была первая мельница, можно сказать, в Казахстане. Она заработала в 1899 году. Кстати, эта мельница до сих пор стоит в центре города. Ныне это метизно-фурнитурный завод – памятник культурного наследия Семея. А тогда паровая мельница выдавала крупные партии муки, которую было необходимо где-то реализовать. Так, Латиф Мусин решил заняться судоходством. И это дело у него получилось, что положило начало Иртышскому речному судоходству. У Мусиных было более 20 судов, около 18 барж и даже пароход для пассажирских перевозок. Вот так они расширили географию своих товаров, отправляя их вниз по реке, в сибирские города и сёла, – рассказывает Рашида Хасанова.

Были и другие дела, которыми славился торговый дом купцов Мусиных. Но в память народную они вошли не столько как успешные предприниматели, сколько как щедрые благотворители. Именно их семья за собственный счёт построила в Татарской слободе каменную одноминаретную мечеть. Её строил стамбульский архитектор Габдулла-эфенди, сделав своё творение истинной жемчужиной мусульманской религиозной архитектуры.

– Эта мечеть – украшение города. Она как изюминка, как янтарь, сияющий в окружении окрестных купеческих домов: красивая, изящная, привлекающая внимание, – считает Рашида Ашрафовна.

До недавнего времени самой крупной мечетью в Семее считалась двуминаретная мечеть по ул. Абая. Так вот её в 1858–1862 годы тоже построили санкт-петербургские архитекторы на средства, выделенные четырьмя татарскими купцами.

В Татарской слободе есть ещё одна деревянная мечеть, особенно дорогая для любого мусульманина. Дело в том, что, по воспоминаниям Рашиды Хасановой, в годы Великой Отечественной войны работала только она.

– Когда мама провожала моего брата на фронт, она долго плакала. А потом пошла в мечеть и вернулась оттуда уверенная, спокойная. И когда отца в трудармию забрали, тоже туда ходила молиться. Мечеть давала уверенность в жизни, стойкость. Поэтому мечети надо сохранять. И старинные дома тоже, чтобы наши потомки знали, что жизнь не вчера началась, – искренне считает семейчанка.

По её словам, татары не только мечети строили, но и открывали медресе для обучения детей. Причём в них учились и мальчики, и девочки, чего не было в других медресе. В одном из таких медресе начальное мусульманское образование получил Абай Кунанбайулы.

В современном Семее ещё осталась память о былой славе татарского купечества – купеческие дома и особняки в Татарской слободе. Их отличает особая архитектура: в большинстве первый или цокольный этажи строили из красного кирпича, второй – из дерева. Только самые богатые семьи могли себе позволить построить полностью кирпичный дом. Их чаще всего возводили возле мечетей. Некоторые сохранились до наших дней.

– Эти дома крепко построены. До сих пор стоят, уже более ста лет. Но мы искали дом Мусиных, да так и не нашли. Они мельницу поставили, мечеть поставили, а где их дом? Его не найти. Видимо, эти меценаты предпочитали украшать город, ставший им родным, а не строить себе царские хоромы, – предположила Рашида Ашрафовна.

Екатерина Гуляева

Фото из архива КО «Прииртышье»

Семей

Еще новости

Back to top button