Экономика

ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ В ПОМОЩЬ

ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ В ПОМОЩЬ

С каждым годом в Восточном Казахстане увеличивается объем выделяемых средств на ремонт автомобильных дорог. Только в текущем году финансирование было увеличено в полтора раза.

В настоящий момент средним ремонтом охвачено около 460 км дорог и улиц населенных пунктов. Для того чтобы оптимально проводить ремонтные работы и экономить средства, в области планируется создать Систему управления дорожными активами.

Сейчас для анализа необходимого ремонта дорожного полотна специалисты вручную с помощью метров и линеек измеряют дефекты на дороге. Это создает неточности в прогнозировании выделяемых средств. Поэтому Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт планирует разработать специальную электронную базу.

Для исследования качества дорог и паспортизации будут использованы передвижные мобильные лаборатории. В них установлена многофункциональная диагностическая система, которая анализирует износ дорожного покрытия, измеряет трещины, классифицирует их, указывает местонахождение и геометрические параметры, определяет международный индекс ровности, макроструктуру покрытия, упругость дорожных конструкций и сцепление колеса с ними.

После чего все эти данные обрабатываются и попадают в Систему управления дорожных активов, где установлен модуль прогнозирования состояния дорог и определения необходимого бюджета на устранение дефектов. По словам вице-президента АО «КаздорНИИ» Азамата Жайсанбаева, система способна давать прогноз на 5-10 лет вперед. Окончательное принятие решения о необходимом финансировании происходит в государственных органах.

Такие электронные базы действуют во многих европейских странах. Однако, как отмечает Азамат Жайсанбаев, использовать их в Казахстане невозможно, поскольку есть разница в климатических, географических условиях, финансировании и материале дорожного покрытия. По этим же причинам для каждого региона страны будет разработана своя методика прогнозирования.

В системе планируется внедрить обратную связь с жителями области, чтобы люди могли отправлять фотографии, сообщения, связанные с качеством автодорог. Помимо этого, в планах установить модуль геоинформационной системы, чтобы видеть в приложении дорожные знаки, автобусные или трамвайные остановки, придорожный сервис.

В настоящее время институт разрабатывает Систему управления улично-дорожной сети Астаны.

АО «КаздорНИИ» совместно с Комитетом автомобильных дорог МИР РК провели оценку состояния дорог республиканского значения в Восточном Казахстане. Результаты будут использованы при обосновании ремонтных работ и наполнении электронной базы.

Анализ дорожного полотна производился в нескольких направлениях: Караганда – Аягоз – Тарбагатай – Бугаз, Семей – гр. РФ, Семей – Кайнар, Усть-Каменогорск – Риддер – гр. РФ, Усть-Каменогорск – Шемонаиха – гр. РФ, Усть-Каменогорск – Зыряновск – Улкен Нарын – Катон-Карагай – Рахмановские ключи, Усть-Каменогорск – Таврическое – Семей. Общая протяженность составила почти 1 900 км.

Стало известно, что в капитальном ремонте нуждается 700 км автодорог ВКО республиканского значения, или же 54 процента от общего количества исследуемых, в среднем ремонте – 267 км дорог. Всего необходимо отремонтировать около 1 300 км.

По словам специалистов, дороги построены в советское время, поэтому общая толщина конструкции дорожного полотна очень низкая – 16-19 см. Сейчас же средняя толщина дорожного покрытия составляет 60-65 см.

В заключениях по обследованию отмечено, что особенно в плохом состоянии находится трасса в направлении Семей – Кайнар. Там нужно ремонтировать 69 процентов дорожного полотна. На втором месте по необходимости реконструкции трасса Караганда – Аягоз – Тарбагатай – Бугаз – 57 процентов дороги нуждается в ремонте. Третье место за трассой Усть-Каменогорск – Риддер – гр. РФ – 52 процента полотна в плохом состоянии.

Дарья Антон
Фото Дмитрия Франчука

Еще новости

Back to top button