Двигатель для автопрома
Наличие отечественного автопрома для любой страны является не только предметом имиджа или гордости. Оно отражает уровень развития технологий, экономики, бизнеса, торговли. Восточный Казахстан наряду с выпуском легковых автомобилей в последние годы активно развивает сборку автобусов.
На недавнем заседании областного акимата подробно рассматривался целый блок вопросов, тесно связанных с развитием общественного транспорта. Это и состояние трамвайного парка в областном центре, и острая необходимость открытия железнодорожного маршрута из Астаны напрямую до Усть-Каменогорска, а также обновление автобусных парков на междугородных и городских маршрутах, внедрение электронной системы билетирования, прозрачность финансовых потоков. Кроме того, это проблемы приведения в порядок автомобильных дорог, модернизации аэропортов и их инфраструктуры.
Со стороны руководства области ко всем участникам рынка транспортных услуг, пассажирских перевозок ВКО предъявляются строгие, но справедливые требования. В первую очередь, необходимость системного подхода. А в итоге – обеспечение высокого качества оказываемых услуг всем слоям населения.
При этом органы местной власти со своей стороны оказывают конкретную помощь. Если брать производство легковых автомобилей, то в активе – официальные поездки в несколько стран СНГ и переговоры по реализации авто казахстанского производства в Центральной Азии. Партия известных внедорожников в свое время отгружена в Поднебесную для изучения спроса и их продажи. Также общеизвестны меры господдержки в виде финансирования строительства различных коммуникаций при реализации проектов, вошедших в региональную программу ГПИИР.
Эффективные меры принимаются на уровне области для продвижения продукции завода по выпуску автобусов, расположенного и стабильно действующего в Семее.
Дополнительной действенной площадкой в этом отношении стал международный форум «Altai invest-2018». Помимо удовлетворения спроса и потребностей местного транспортного сообщества, автозавод Семея старается свою продукцию вывести на рынки ближнего зарубежья. Пользуясь удобным случаем, мы узнали о текущих делах и планах отечественного предприятия по сборке автобусов.
Линейку самой разнообразной техники, выставленной в рамках форума, возглавил автобус марки Daewoо. С его характеристиками гостей выставки подробно знакомил коммерческий директор «DAEWOO BUS KAZAKHSTAN» Канат Шокбатар.
– Мы производим сборку автобусов этой марки для городских и пригородных маршрутов, – рассказал он. – На сегодня у нас действуют контракты с городами Атырау, Семей. В следующем году мы будем поставлять продукцию в Усть-Каменогорск. Объемы поставок очень большие. В каждой партии от 100 до 200 автобусов.
Коммерческий директор автосборочного предприятия сообщил, что участие в международном форуме важно с точки зрения сотрудничества с партнерами из России. С ними автозаводцы Семея имеют давние и прочные связи. Автобусы уже поставляются в Приморский и Хабаровский край, есть выгода в дальнейшем расширении географии поставок. Поскольку россияне хорошо знакомы с такими автобусами. Прежде они получали подобную технику из Южной Кореи напрямую. Так что прекрасно осведомлены об эксплуатационных характеристиках, ее надежности.
Однако ситуация на внешних рынках постоянно и не всегда предсказуемо меняется. На сегодняшний день, по мнению представителя завода, есть в рамках Таможенного союза стимулирующие факторы для закупок россиянами автобусов именно казахстанской сборки. Они выгодны для обеих сторон рынка – производителей и потребителей. Даже с учетом существующей сегодня логистики.
– Основным для нас сейчас является казахстанский рынок, – продолжает коммерческий директор. – Наряду с Россией есть спрос на нашу технику в Азербайджане. С чем это связано? Что касается автобусов марки Daewoо, то около 80 процентов подвижного состава города Баку составляют именно они. В свое время Азербайджан их закупал непосредственно в Южной Корее, хорошо знает возможности, характеристики. Мы ведем переговоры с азербайджанскими коллегами. Возможно, что в перспективе поставки у нас будут и в Республику Азербайджан.
Добавим, что помимо обновления автобусного парка в Усть-Каменогорске, Семее, других городах и районах области актуальна проблема экологии. Особенно это бросается в глаза в крупных городах, где еще курсирует много автобусов иностранного производства, которые давно выработали ресурс и серьезно загрязняют воздух. Как учитывают это обстоятельство работники завода? Традиционные методы предполагают переход на другой вид топлива или использование электрической энергии.
– Мы производим автобусы, которые работают и на сжатом природном газе, – говорит Канат Шокбатар. – Два года назад мы уже поставили 35 автобусов в Алматы.
По его словам, интерес к продукции предприятия проявляют другие регионы РК. По отзывам потребителей, этот автобус является экономичным, что немаловажно для городских транспортных организаций. В принципе, сейчас нет особой разницы у автобусов, работающих на обычном дизельном топливе или сжатом природном газе. В обоих случаях действует стандарт Евро-5, поэтому показатели у дизельного двигателя или мотора, работающего на газе, в целом, почти сравнялись по расходу топлива. В плане экологии предпочтительнее выглядит газ. Однако, по мнениям экспертов, разница не столь существенна.
Линейка готовой продукции сборочного автозавода в Семее состоит из автобусов восьми видов. Как сообщил нам коммерческий директор предприятия, в нынешнем году для Семея поставляется 170 автобусов. В следующем году предстоит поставка 90 единиц подобной техники в транспортные компании Усть-Каменогорска. В текущем году также выполняется отгрузка 120 автобусов в Атырау.
– В новом году возможны заказы и поставки также в Атырау, Костанай, – сообщил в заключение коммерческий директор предприятия. – Сейчас реализуется программа господдержки по развитию и обновлению автобусных парков Казахстана и согласно ее условиям ведущим оператором является БРК Лизинг. По этой программе мы начинаем обновлять автобусные парки Казахстана.
Фото Дмитрия Франчука