Общество

«Египетская пирамида Востока»

Восточный Казахстан, его южная часть – одна из всемирно признанных золотых колыбелей тюркского этноса, место, куда в прошлом тысячелетии перекочевали Андроновская и Усуньская культуры. Здесь, на довольно обширной территории, сосредоточено множество сакральных мест, хранящих древнейшие уникальные артефакты. Скрытые под слоем насыпных рукотворных курганов, они ждут своих первооткрывателей. И вот это время настало…


В отрогах подножий Колбинского и Тарбагатайского хребтов, Южного Алтая, а также на степных просторах Призайсанья известные казахстанские (и не только) археологи уже несколько лет подряд довольно активно ведут работы по поиску раритетов этого бесценного исторического наследия, чтобы не только сохранить их для будущих поколений, но и использовать в наши дни для гуманитарных, просветительско-воспитательных целей.


В перспективе же на повестке дня стоит одна из приоритетных задач – на месте уникальных сакральных захоронений создать заповедные туристические кластеры.


ВСЁ ТЕЧЁТ, ВСЁ МЕНЯЕТСЯ…


После распада СССР многое из прежних ценностей в нашем обществе поменялось. Так, например, религиозные организации в многоконфессиональном Казахстане вниманием государства уже не обделены и являются одним из полноправных и уважаемых общественных институтов. Одно из ярких тому подтверждений – принятая в 2016 году властями Восточно-Казахстанской области программа по восстановлению монастырского комплекса Аблайкит, находящегося в семидесяти километрах от Усть-Каменогорска. Возведён этот крупнейший в Казахстане памятник буддизма в 1654 году тайшой Аблаем на восточной окраине Великой степи. Связано это с историческими событиями того времени, когда началась активная фаза обширной ойратской (джунгарской) экспансии, исходившей из глубин Центральной Азии.


Геополитическая активность ойратов совпала с широким распространением ламаизма и нашествием миссионеров, его проповедующих. Большую роль в становлении буддийского храма сыграл Зая-Пандита – известнейший просветитель, реформатор, создатель калмыцкой письменности, который в 1657 году самолично освятил Аблайкит. Просуществовал крупнейший религиозный и военно-политический центр Джунгарского ханства недолго, всего 18 лет.

Изматывающие междоусобные войны ойратов привели святилище к упадку. Тибетские монахи – его хозяева – были вынуждены срочно покинуть святилище, бросив всё на произвол судьбы. Но, тем не менее, былая слава, след, который после себя оставил символ ламаизма, до сих пор волнуют научное сообщество.


Среди исследователей, впервые побывавших на развалинах монументального архитектурного сооружения в форме пятиугольника и окружавшей его по периметру трёхметровой стены (кстати, его аналог можно увидеть в столице Калмыкии – Элисте), были такие известные фигуры, как П. Паллас, С. Черников, В. Радлов и ряд других знаменитых этнографов-первопроходцев. Посетил развалины Аблайкита и наш видный современник – казахстанский академик Карл Байпеков, много лет занимающийся вопросами религии.


Развалины привели учёного в восторг. Оказавшись человеком не только впечатлительным, но и практичным, он, помимо публикаций в научно-популярных изданиях, связанных с историческим наследием, поставил перед собой ещё вполне конкретную цель – превратить это сакральное место в один из центров международного туризма. Для этого учёный проделал огромную работу, доказывая во всевозможных инстанциях важность своей идеи. В конце концов он сумел убедить в этом чиновников и уже на государственном уровне инициировать масштабный проект по восстановлению и реконструкции копии буддийского храма.


ВРАТА АЗИИ


Одно из названий Аблайкита – «Египетская пирамида Востока». Впервые о её существовании просвещённая Европа узнала лишь в 1721 году.


Пётр I, считающий бескрайнюю ковыльную степь Сары Арқа вратами Азии и собирающий в кунсткамере всякие редкости, связанные с ней (особенно он ценил буддийские манускрипты), отправил в Париж графические гравюры золотых фигур, привезённых из Аблайкита. Они вскоре были опубликованы в популярном столичном еженедельнике «Gazett» и отданы на хранение в государственную библиотеку Франции.


Известно, что в культовом комплексе тибетских буддистов, возведённом при участии довольно именитых китайских мастеров, хранились несметные богатства. До сих пор бытует легенда, что на дне небольшого, но глубокого озерка, расположенного в одной из впадин Калбинского хребта, в потаённом месте запрятан золотой Будда. Во всяком случае, несмотря на запрет (в 1949 году постановлением Совмина КазССР Аблайкит был взят под государственную охрану), от кладоискателей и в наши дни нет отбоя.


Но помимо гипотез существуют и исторические факты. Один из них можно бы отнести к курьёзным, не будь он таким печальным… Местные жители после поспешного бегства монахов бросились прибирать к рукам что плохо лежит. В частности, целыми телегами вывозили из монастыря рукописные берестовые свитки, которые затем пускали на хозяйственные нужды. Только представьте: не имеющими цены манускриптами деревенские умельцы декорировали окна и стены своих жилищ. Проезжие купцы тоже были ребята «не промах» – в рукописные свитки они заворачивали свои залежалые товары.


ЧЕТВЁРТЫЙ УГОЛ ОЙКУМЕНЫ


Уникальная природа Восточного Казахстана, его необычное географическое месторасположение и наличие практически всех ландшафтных зон, начиная с ледников, высокогорной тундры Южного Алтая и заканчивая поющими барханами Призайсанья, причём расположенных на сравнительно небольшой, в радиусе 200–300 километров, территории, стали поводом именовать его, помимо самоназвания Рудный Алтай, Седьмым континентом.


Надо сказать, что ещё с давних времён эти места привлекали пришлых людей своей таинственностью, граничащей с мистикой. Учёные древности называли эту территорию Четвёртым углом Ойкумены, а великий Геродот её жителей считал «народом, проживающим около грифов, стерегущих золото». Чего стоят только названия наших сакральных объектов. Страна обетованная – Беловодье, мифическая Шамбала, священная гора Белуха-Мұзтау, географический центр Евразии – Жидебай (место, где родился величайший казахский просветитель Абай).


Возвращаясь к истории Аблайкита, стоит отметить, что до недавней поры ему не уделялось должного внимания. Даже жители областного центра, от которого до монастыря всего несколько десятков километров, мало что знали о нём. Находясь долгое время в забвении, а в советское время, после известного постановления Правительства, – на консервации, на карте сакральных мест ВКО развалины буддийского монастыря были обозначены белым пятном. Но не для всех. Нашлись энтузиасты, которые хорошо знали Аблайкит и которым была небезразлична судьба святилища. Особенно озаботились они состоянием монастырского озерка, которое заиливалось, зарастало тиной и рогозом, превращаясь в заболоченный пруд. Заключив договор с районными властями, волонтёры, используя личные сбережения, взялись за его реанимацию. Вывезли тонны мусора, очистили родники, занялись благоустройством, понимая, что главное богатство – это, по бытующей легенде, не запрятанное на дне озера золото, а само это намоленное место, где когда-то стоял храм Аблайкита.


В планах будущее озеро предполагалось зарыбить, соорудить на его берегах пагоды-беседки. Однако по причине отсутствия средств господдержка этой благой акции оказалась кратковременной. Так что ныне это ценное наследие повторно законсервировано на неопределённое время…


Любопытно некое поверье о том, как тайши Аблаю пришла идея построить монастырь именно на этом плато Калбинского хребта. Он долго колесил по Алтайскому нагорью, выбирая подходящее место для будущего храма, и однажды во сне ему явился Будда, который изрёк: «Когда в следующий раз заснёшь и я вновь к тебе явлюсь, то, проснувшись, ты на этом месте монастырь и возводи».


Так буддизм, азы его учения наряду с другими религиями начали проникать в Сары Арку ещё в седьмом веке. Экспортировались они туда разными путями, но в основном по Великому шёлковому пути вместе с купеческими товарами. И это открывало горизонты к познанию мира, других цивилизаций, дав очередной стимул для обогащения своей собственной культуры номадов.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ


Детальному и высокопрофессиональному исследованию исторических процессов, происходящих на территории Казахстана, где пересекаются три мировые религии – ислам, христианство и буддизм, – были посвящены проводимые в Усть-Каменогорске международные научные конференции «Алтай – золотая колыбель тюркского мира». Участие в них принимали известные учёные-этнографы, которые съезжались практически со всех концов света, представляя крупные научные центры.


На предпоследней, прошедшей несколько лет назад, конференции с обстоятельным докладом выступил известный общественный и государственный деятель, сопредседатель Совета старейшин Евразии и Африки Олжас Сулейменов, которой часто навещал Восточно-Казахстанскую область, бывая в самых отдалённых её уголках.


В прошлом году очередная конференция перекочевала в Астану. Модератором её стал знаменитый восточноказахстанец, доктор исторических наук Зайнолла Самашев. Немаловажно отметить, что весьма успешным результатам форума способствовала серьёзная государственная поддержка, и не только моральная, но и материальная. Довольно внушительные гранты были предоставлены не только отечественным учёным, но и известным археологам Пекина, Тегерана и Каира, которые занимаются изучением и анализом документов истории Казахстана.


Периодически в столицах стран мира проходят и другие важные форумы и мероприятия по данной теме – в частности, в Москве, Лондоне и прочих мегаполисах. На них представляют коллекции наиболее уникальных артефактов (в число которых входит и Золотой человек), найденные при раскопках Берельских захоронений, в Царской долине, в многочисленных чиликтинских курганах, а также ценные находки из Аблайкита. Интересный исторический факт – первая довольно объёмная выставка золотых изделий из ВКО состоялась в Париже ещё в 2010 году. В многочисленных выступлениях на её открытии была отмечена большая роль ЮНЕСКО в популяризации тюркского мира, а также дана лестная оценка гуманитарной политике Казахстана как одной из довольно успешных и действенных моделей сближения разных культур.

Анатолий Лаптев
Фото Web.archive.org, cultturism.ru (на обложке)

Еще новости

Back to top button