Общество

Зачем Эйнштейну скрипка?


Художник пишет панораму далёких гор по правилам воздушной перспективы.
Математическими формулами учёный пытается выразить общие законы единой теории поля. Музыкант ищет общие гармонии и ритмы
в шуме дождя, собственном настроении и алых красках заката. Все они делают общее дело – создают свою, неповторимую версию картины мира.


ПЕРЕД ЛИЦОМ ВЕЧНОСТИ


Что остаётся в истории как след даже не культуры, а в целом цивилизации? – Только эти картинки. Кто помнит сейчас об урожайности орошаемых полей древних египтян? Кто, кроме специалистов, интересуется технологией плавки металлов, существовавшей три тысячи лет назад? Какое нам дело до привилегий древних вождей? Кто догадался, как наши лохматые предки распиливали и громоздили гранитные глыбы в Ак-Бауре? То, что сейчас кажется нам существенным, все политические и экономические проблемы – всё уходит перед лицом вечности. Остаётся только искусство. Изящные архары на скалах, закаты на холстах. Слова и музыка имеют меньше шансов, чтобы докричаться сквозь тысячелетия. В этом – самое главное преимущество художников и архитекторов перед другими служителями муз.


Сейчас мир искусства, основанный на эмоциях и чувствах, так же, как и мир науки, которая хвалится своими опытами и объективностью, и мир теологии, в котором нет никаких постулатов, кроме самого главного – убеждённости и веры, – существуют как будто бы отстранённо и независимо друг от друга. Но почему великий физик и теоретик ХХ века, создатель главной панорамы современного мировоззрения Альберт Эйнштейн не мог обходиться без скрипки? Очевидно, он думал не только формулами, но и мелодиями.


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ИСКУССТВЕ


Общение с современными художниками подтверждает их активное проникновение в области естествознания. Современное искусство – такой же способ познания мира, как современная наука, а художнику иногда необходимы знания постулатов теории относительности. Самый яркий пример – картины художников Бексеита Тюлькиева, Алпысбая Казгулова, Марата Смаилова, которые Восточно-Казахстанский музей искусств представляет своим зрителям в основных экспозициях. Эти авторы чувствуют мир как современные физики, для которых пространство и время – единая субстанция.


В 2022 году при содействии акима областного центра в Музее была подготовлена персональная выставка алматинского живописца Алпысбая Казгулова. Его картины экспонировались в Бельгии, Китае, Турции, Великобритании, России, Японии и Нидерландах. Метод этого художника можно было бы назвать реализмом. Он ничего не выдумывает, не видит сюрреалистические сны, не увлекается кубизмом, но, как современный физик, воспринимает действительность не в трёх, а в четырёх измерениях, как бы под иным углом зрения, с высоты другого утёса. Автомобиль, движущийся на большой скорости, выглядит на фотографии «размытым». Казгулов смотрит на пейзаж, который постоянно изменяется в потоке времени, поэтому в его полотнах много всякой цветной облачной и туманной массы. Лошадь, дерево, люди – все они «выходят из тумана», все взаимодействуют с ним, растворяются или проявляются в этом пространственно-временном континууме. В этой волшебной дымке – все его сюжеты и пейзажи.


Таким же видением единого эйнштейновского пространства-времени обладает усть-каменогорский художник Марат Смаилов. Иногда его картины кажутся иллюстрациями к физическим законам современного естествознания.


В композиции «Батыр» художник и его зрители воспринимают окружающий мир как пассажиры, сидящие в вагоне. Пейзаж проплывает мимо их окон. Фигура пассажира-всадника в центре формата выполнена как фотография, остановившая бешеную скачку, а субстанция пространства-времени на глазах зрителя движется вокруг человека, как лента, на которой различимы развалины древних мазаров, степные бал-балы и упряжка с верблюдом.


ЗВУК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЦВЕТ…


Современный художник не любит, когда его хвалят за фотографический реализм, ведь цветом и линией можно изобразить звук и другие невидимые для человека волновые объекты и явления. В картине «Кобыз» тарбагатайского живописца Алибека Шоканова нет реального интерьера или панорамы, нет вообще никакого фотографического пространства. Здесь нет и самого музыканта – только корпус кобыза и руки играющего. Вся остальная поверхность большого, 150 на 115 сантиметров, полотна – музыка. И не просто музыка, а именно звучание кобыза с его мистикой, полётами в пространстве-времени и обрядовой жутковатостью. Чего стоит один только глаз шамана, вскрывающий у любого посетителя музея все его первобытные страхи!


А вместе с волнами музыки вокруг инструмента движется само время и, размытое на ленте времени, степное пространство. Если приглядеться, можно увидеть картинки, похожие на отражения в речном потоке: развалины древних строений и фигуру всадницы. Цветовая гамма с преобладанием тёмных красноватых оттенков и яркими вспышками кадмия лимонного жёлтого удивительно соответствует звучанию кобыза.


В течение долгого времени изобразительное искусство, как и любое другое, казалось нам «надстройкой» для экономики, «вишенкой на торте» социальной жизни общества, украшающей быт и отдых. И сейчас мы с уважением относимся к базовым основам реалистических достижений прошлого. Достаточно сказать, что в этом году в музее планируется выставка, посвящённая памяти Леонида Агейкина. Авторская коллекция живописных и графических работ известного восточно-казахстанского художника, а это более тысячи произведений, стала основой фондового собрания музея искусств. Иностранцы, побывавшие на выставках Агейкина, больше всего восхищались акварелями этого художника. Можно гордиться, что и сейчас среди молодых авторов есть графики, владеющие такой же техникой. К их числу, например, относится тарбагатайский художник Еркебулан Жакишев, участник областного фестиваля искусств «Дала дидары».


В ЭПОХУ НЕЗАВИСИМОСТИ


Основным направлением в своей деятельности сотрудники музея считают изучение и популяризацию работ тех художников, мировоззрение которых формировалось в эпоху независимого Казахстана. Посетители музеев думают, что свержение жёстких ограничений социалистического реализма открыло дорогу, прежде всего, авангардистам, творчество которых формировалось на основе опыта западноевропейских художников.


В собрании Восточно-Казахстанского музея искусств есть достойные представители сюрреализма, экспрессионизма и кубизма. Однако самое интересное из того, что происходит сейчас в сознании молодых художников, – это, на наш взгляд, коренное изменение их отношения к своему творчеству и его назначению в жизни общества.


Художник постепенно перестаёт быть дизайнером интерьера и украшением досуга. Он чувствует себя хранителем и проводником национальных традиций. Художник примеряет на себя мантию исследователя, философа и учёного, который наравне с физиком и математиком рисует не пейзаж с луной и берёзкой, а картину мира, соответствующую современному естествознанию. Сейчас в залах музея экспонируется выставка «Мир глазами художника» авторов родом из Шемонаихи – Вадима Салманханова и Юрия Шушакова. Их работы, несомненно, – новое слово в искусстве. Об этом свидетельствуют и креативные технологии, и названия картин («Время», «Рождение мысли»), которые годятся и для научного доклада, и для стихотворной поэмы.


Доверяйте взгляду художника больше, чем политикам и экономистам, которые в силу специфики своей деятельности иногда вынуждены лукавить. Художник открывает человеку то, что и мистикой не назовёшь, и словами не выразишь. История и культура – не мистические, не абстрактные понятия. Они живут в нас, а мы, люди, живём в них. Трудно сказать, где тут зеркало, а где отражение.


Лариса Мартынова,
специалист экспозиционно-выставочного сектора
Восточно-Казахстанского музея искусств

Фото предоставлены ВК музеем искусств

Еще новости

Back to top button