В «сердце» Казани
Многие восточноказахстанцы стараются посвятить свой отпуск поездкам по стране и ближнему зарубежью, знакомясь с культурой и историей разных народов. Журналисты «Рудного Алтая» не исключение. Недавно наш коллега побывал в столице Татарстана – Казани.
Если спросить у любого местного жителя, где находится «сердце» Казани, то он, скорее всего, произнесет слово «Кремль». Огромный комплекс, состоящий из археологических, исторических и архитектурных памятников XII – XX столетий, в котором гармонично и самобытно сочетаются татарские и русские культурные традиции, несомненно, главная достопримечательность города.
Уже при входе на территорию этого ансамбля ощущается дух древности и отголоски судьбоносных событий. Сам Кремль представляет собой комплекс сооружений как мусульманского, так и христианского типа. Здесь можно увидеть и мечети, и православные храмы, и резиденцию первого Президента Татарстана, а также остатки стен, которые занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Казанский Кремль – это, так сказать, «город в городе» и привлекательное место для многочисленных туристов. С обзорной возвышенности открываются красивые виды на город и на реку Казанку.
– Кремль включает в себя несколько исторических и архитектурных комплексов, – говорит экскурсовод Фаридэ Гайнуллина. – Это оборонительные сооружения (8 башен), в том числе один из символов Казани – «падающая» башня Сююмбике, Мечеть Кул-Шариф, Губернаторский дворец, Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь, Юнкерское училище, Пушечный двор и так называемые присутственные места. На территории Кремля также располагаются Музей ислама, Музей естественной истории Татарстана, Музей-мемориал ВОВ, филиал петербургского Эрмитажа – Центр «Эрмитаж-Казань» и другие.
Заселение и застройка территории «кремлевского» холма начались более тысячи лет назад. По некоторым данным, первое булгарское (татарское) поселение здесь появилось еще в X веке, а уже в XII-м Кремль стал форпостом северных границ Волжской Булгарии. Со второй половины XIII века он становится центром Казанского княжества Золотой Орды, а затем Казанского ханства.
После взятия в 1552 году Казани войсками Ивана Грозного сооружения Кремля были значительно повреждены, а мечети разрушены. По распоряжению царя для возведения белокаменного кремля в Казань были призваны псковские зодчие, построившие Собор Василия Блаженного в Москве. Крепость значительно расширили, но при этом полностью замена деревянных оборонительных сооружений на каменные произошла только в начале XVII века.
– В XVIII веке Казанский Кремль утрачивает военную функцию и становится административным и культурным центром Поволжья, – продолжает Фаридэ. – В течение последующих веков здесь ведется строительство Губернаторского дворца, юнкерского училища, нового архиерейского дома, здания присутственных мест и духовной консистории. Кроме того, был значительно реконструирован Благовещенский собор.
Известно, что после революции 1917 года в Казанском Кремле были разрушены храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, церкви Киприана и Иустинии, часовня при Спасской башне и другие исторически значимые объекты. В 90-е годы Казанский Кремль получает статус резиденции Президента Татарстана. 13 ноября 1995 года Минтимер Шаймиев подписывает Указ о концепции сохранения, развития и использования ансамбля Казанского Кремля. Здесь проводятся реставрационные работы. Следуя документу, «в целях сохранения исторической преемственности» в 1995 году начинается воссоздание мечети Кул-Шариф, которая сегодня является одной из самых крупных в Европе.
[Строительство мечети велось на протяжении почти десяти лет – с 1996 по 2005 годы. Красивейший архитектурный комплекс был возведен вместо легендарной мечети Казанского ханства, которая была разрушена в ходе штурма Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.
Свое название мечеть получила в честь Кул-Шарифа – последнего имама сеида разрушенного храма. Если быть точным, то до покорения Казани Иваном Грозным в Кремле было пять мечетей, про Кул-Шариф же известно, что она имела восемь минаретов (больше, чем любая другая мечеть мира).
Мечеть Кул-Шариф изначально создавалась как единый архитектурный комплекс, который включает в себя саму мечеть, здание экскурсионного бюро и так называемого памятного камня. Сооружение храма – это два пересеченных под углом 45 градусов квадрата в виде знака, известного в исламском мире как «благословение Аллаха».
Окна купола мечети, декорированного под «Казанскую шапку», вырезаны в форме тюльпанов. Комплекс имеет четыре главных минарета, высота каждого составляет 58 метров. Кроме того, здесь расположены два малых минарета, и еще два на углах главного входа. Внутри здания организованы смотровые балконы, открытые для экскурсионных групп.
Возведение объекта велось на пожертвования, которые сделали более 40 тысяч организаций и граждан республики. К слову, в главном здании находятся книги с фамилиями всех, кто вносил средства на строительство.
Сегодня мечеть Кул-Шариф – главная мечеть Татарстана, один из крупнейших мусульманских храмов в Европе. То, что она находится на одной территории вместе со старейшим сооружением ансамбля Казанского Кремля – Благовещенским собором, несомненно, яркий признак толерантности, следовать которой нас учит история и призывает Президент Назарбаев.
Кстати, красивейшая Благовещенская церковь XVI века долгое время была главным храмом Казани, в котором рукополагались священники. Впрочем, Благовещенский собор привлекает не только паломников, но и любителей архитектуры.
А вообще, Казань славится обилием красивейших культовых сооружений. Это мечети аль-Марджани, Галеевская, Апанаевская, Азимовская, Султановская, Закабанная, Богоявленский, Петропавловский соборы, Зилантов-Успенский, Казанский Богородицкий, Казанский Иоанно-Предтеченский монастыри, есть даже Голубая мечеть, хотя она и не окрашена в цвет безоблачного неба…
По пути от мечети Кул-Шариф к башне Сююмбике мы фотографируемся на память. Предприимчивые дельцы за 100 рублей предлагают запечатлеться в одеянии древнего татарского воина. За такую же сумму рядом с вами перед объективом встанет местная красавица в обличии царицы.
Неслучайно местные жители называют архитектурный символ Казани – башню Сююмбике – «жемчужиной» кремлевского ансамбля. Сколько мифов и легенд связано с этим уникальным объектом! Это одна из так называемых падающих башен, типа знаменитой Пизанской, поскольку имеет сильный вертикальный наклон на северо-восточную сторону.
– Высота башни Сююмбике достигает 58 метров, а расположение внутри Кремля на возвышенности, в отдалении от крепостных стен, определило ее назначение в качестве сторожевой или дозорной башни, – информирует экскурсовод. – Панорамный вид на Волгу и Казанку, а также окрестности Кремля как нельзя лучше подходил для оборонительных целей.
Одной из загадок башни остается вопрос о времени постройки. Ибо сейчас ни в одном архиве нет документов времен Казанского ханства. Нет и градостроительных планов Казани XVI – XVII веков, которые сгорели при московском пожаре 1701 года. Поэтому версий постройки несколько: XVII – XVIII века, вторая половина XVI-го или даже период Казанского ханства, до взятия Казани Иваном Грозным.
Каким же образом башня связана с царицей Сююмбике – одной из легендарных женщин в истории исламского мира, прапраправнучкой главы династии Ногайской Орды – Едигея, которая несколько лет была правительницей Казанского ханства? По одной из легенд, царица построила башню в честь своего любимого мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году. По другой – башню соорудили за семь дней по приказу Ивана Грозного, который пожелал взять Сююмбике в жены, но та с горя бросилась с верхнего, седьмого яруса башни. Возможно, это и стало причиной, по которой за башней закрепилось нынешнее название как память о ханском времени, символом которого была Сююмбике.
В реальности, зафиксированной в документах, царица Сююмбике вместе с сыном Утямыш-Гиреем была предана своими мурзами и выдана Ивану Грозному вместе с казанской казной. Через полтора года против ее воли Сююмбике выдали замуж за хана Шах-Али, а ее сын остался на воспитание при царском дворе…
Фото автора