Общество

В поисках бюджетного миллиарда

В поисках бюджетного миллиарда

В Восточном Казахстане предприниматели добиваются действенного расследования фактов использования средств при строительстве магистральных линий связи.

Речь – о ВОЛС (волоконно-оптическая линия связи) вдоль железной дороги от Усть-Каменогорска до российской станции Локоть в Алтайском крае. Расстояние – 260 километров. Строительство началось осенью 2014-го и завершилось в 2015-м. Государственная комиссия приняла объект, линию ввели в эксплуатацию, и вот уже два года она служит на благо родины. Это, так сказать, фасадная сторона, парадная. Но есть у этой истории и финансовая подноготная, о которой мало кто знает. Впрочем, по порядку.

ЭТО ИНТУИЦИЯ, БРАТ!

Как следует из документов, события развивались в следующей хронологии. В первых числах сентября 2014 года на электронной платформе госзакупок было размещено объявление о тендере на строительство аппаратно-программного комплекса, платформы связи вдоль железнодорожных линий от станции Защита (Усть-Каменогорск) до станции Локоть (РФ). Иначе говоря, на сооружение ВОЛС. Сама конкурсная процедура состоялась 26 сентября. Итоги были обнародованы (на сайте ФНБ «Самрук-Қазына») 30 сентября. Еще спустя неделю, 6 октября, организатор госзакупок заключил с победителем тендера – неким ТОО – договор генподряда на сумму 1,35 миллиарда тенге (без НДС). Казалось бы, нормальная история, в стране каждый месяц проходят сотни тендеров. Есть, однако, «но»: в Астане организаторы конкурса еще даже не приступили к приему документов от компаний-участников, а в Восточном Казахстане уже умудрились заключить договор на подрядные работы.

Как пояснил глава восточноказахстанского ТОО «Рыспаев и сыновья» Бакбалар Рыспаев, они понятия не имели о предстоящем тендере, о будущей конкурсной процедуре, и можно только удивляться, как генподрядчик, который уверенно их нанял, угадал, что именно его предприятие конкурсная комиссия через месяц выберет победителем. Видимо, обладал особой интуицией.

– У нас договор датирован 9 сентября, хотя ТОО, подписавшее его с нами, узнало, что выиграло конкурс, только 30 сентября, – с возмущением рассказал предприниматель. – Такая удивительная хронология! По условиям соглашения наша компания «Рыспаев и сыновья» обязалась за 397,8 миллиона тенге выполнить проект «под ключ». То есть провести за эти деньги полный объем работ строительства линии. Мы понятия не имели, что фактически на проект выделено 1,4 миллиарда.

Как пояснил предприниматель, из-за задержек с оплатой со стороны генподрядчика предприятию пришлось вкладывать собственные средства. Бизнесмены до последнего надеялись, что с ними полностью рассчитаются после введения ВОЛС в эксплуатацию.

– Мы получили только часть от той суммы, что указана в договоре, – рассказал Бакбалар. – Стали разбираться и узнали много интересного про сроки проведения тендера, про настоящую стоимость работ. После этого написали заявление главе Комитета госдоходов, попросили разобраться.

Стоп, машина

Летом 2016-го Департамент досудебного расследования (ДДР) Комитета госдоходов начинает производство по уголовному делу №160000121000475 в отношении должностных лиц заказчика и генподрядчика по строительству волоконно-оптической линии. 26 июля этого же года следственный орган выносит постановление о прекращении дела на основании части 1 ст. 35 УПК РК в связи с тем, что доводы ТОО «Рыспаев и сыновья» не подтвердились. Попутно в следственном департаменте объясняют: у генподрядчика оформлены договоры на поставку материалов и выполнение услуг с целым рядом предприятий, генпод-рядчик вместе с данными организациями построил объект, претензий со стороны заказчика нет.

Как заметил восточноказахстанский строитель, он был шокирован присланным документом. Глава ТОО тут же направил обращение в Генеральную прокуратуру, где по полочкам разложил свои аргументы: в стоимость договора, который с ним заключил генподрядчик, включены расходы на все материалы и строительно-монтажные работы. Объект, опять-таки в соответствии с договором, его ТОО сдало «под ключ».

– Кроме «Рыспаев и сыновья» к работам больше никто не привлекался, – пояснил глава предприятия. – Мы это можем подтвердить актами выполненных работ, в том числе скрытых, свидетельствами кураторов проекта, показаниями железнодорожников. Длина всей ВОЛС – 260 километров, половина линии идет по Восточному Казахстану, а 130 километров – по Алтайскому краю. На пограничном контрольно-пропускном пункте разрешение на работы на российской территории получало только наше предприятие. Это легко проверить, если запросить у пограничников данные. В постановлении следственного органа указан ряд компаний, с которыми у генподрядчика тоже вроде заключены договоры. Но вот характерный пример: на момент подписания одного такого договора на строительство линии от села Предгорное до села Усть-Таловка данный участок, длиной больше 57 километров, уже был построен нашим ТОО. Мы удивлены: каким образом с предприятиями, которых не было на объекте, подписаны акты выполненных работ?

В ответ Генпрокуратура поручает отменить постановление ДДР и обеспечить дальнейшее досудебное расследование. По идее, процесс должен вроде набрать ход, следователи засучить рукава. Однако, по словам Бакбалара Фазылжановича, он этого не почувствовал.

– Меня допросили всего один раз в качестве свидетеля, причем вопросы задавал сотрудник восточноказахстанской службы экономических расследований, – заметил строитель. – Среди них я не смог услышать ни одного по существу.

В начале марта 2017 года следственный орган вновь выносит постановление о прекращении уголовного дела в порядке части 1 ст. 35 УПК РК.
Как сказано в документе, по данной статье производство прекращается как при доказанности отсутствия события или состава преступления, так и при недоказанности, если исчерпаны все возможности для сбора дополнительных доказательств. К этому документу еще был приложен ответ восточноказахстанского института судебной экспертизы, что строительная экономическая экспертиза на данном объекте невозможна «в связи с отсутствием специальных научных познаний».

– Вот такой ответ на наше ходатайство о назначении экспертизы! – невесело отмечает Бакбалар Фазылжанович. – Даже неспециалисту понятно: чтобы выяснить, какие фирмы фактически прокладывали линию и какие на это затрачены средства, научных познаний не требуется. В постановлении о прекращении уголовного дела сказано, что проведена объективная проверка распределения денежных средств, выделенных на строительство ВОЛС на участке от Усть-Каменогорска до российской станции Локоть. У нас есть заключение филиала республиканского государственного предприятия «Госэкспертиза» от 2 сентября 2014 года о стоимости этого объекта в 1,620 миллиарда тенге. Нам перечислена только часть этой суммы. А где остальные деньги? Это средства, которые выделены из бюджета, и мы хотим понять, куда они ушли. Однако наши доводы и доказательства во внимание не берутся. Не проведены очные ставки, не опрошены свидетели, а их много. Линия проходила через территорию административного подчинения Усть-Каменогорска, через Глубоковский и Шемонаихинский районы, по землям Российской Федерации, арендуемым национальной компанией «Казахстан Темир Жолы». Начальники местных железнодорожных станций прекрасно знают, кто действительно работал на объекте. У пограничников есть данные, какие предприятия пересекали границу для строительных работ.

На тормозах

Глава строительной компании вновь обращается в Генеральную прокуратуру, поясняет подробно ситуацию. Расписывает моменты, которые, по его мнению, могут свидетельствовать о хищениях. В конце мая этого года по указанию надзорного органа дело уже в третий раз (!) оказывается в Департаменте досудебного расследования Комитета госдоходов. Органу даны письменные указания о проведении конкретных следственных действий. Однако и после этого, по словам главы строительного ТОО, судебно-строительная экономическая экспертиза не состоялась, он сам к каким-либо следственным действиям не привлекался.

18 июля ТОО получило очередной конверт из ДДР с документом о прекращении уголовного дела все по той же 35-й статье УПК РК.

– Это постановление было буквально копией предыдущих, – говорит Бакбалар Фазылжанович. – Из дополнительных следственных действий совершен опрос директора компании-генпод-рядчика. И на основании его показаний сделан вывод о якобы имеющихся судебных тяжбах между генподрядчиком и нашим ТОО, о неком гражданском споре. Но, уверяю: судебных споров между нашими предприятиями в помине не было! Это лишний раз отражает то, на каком уровне велось следствие.

К слову, ТОО «Рыспаев и сыновья» – не единственная компания, обжегшаяся на строительстве волоконно-оптической линии. В такой же ситуации – один в один – оказалось восточноказахстанское ТОО «АИ-Восток», нанятое точно так же, еще до тендера, тем же генподрядчиком для строительства на участке Семей – Локоть. Стоимость проекта – 882,8 миллиона тенге (без учета НДС). Предприятие, как и «Рыспаев и сыновья», построило объект за много меньшую сумму, сдало его госкомиссии в эксплуатацию. И точно так же генподрядчик только частично расплатился с ТОО. В постановлении следователя ДДР от 6 марта 2017 года уголовное дело, возбужденное по заявлению ТОО «АИ-Восток», прекращено по 35-й статье УПК РК в связи с «исчерпанностью всех возможностей для сбора дополнительных доказательств». И прокуратура Астаны с этим согласилась.

– Странное расследование, – высказал убеждение глава ТОО Кумарбек Кусенов.

Осенью Бакбалар Рыспаев написал жалобы в Администрацию Президента РК, в Комитет национальной безо-пасности, партию «Нұр Отан» и снова в Генеральную прокуратуру. В каждом обращении предприниматель пояснил: он радеет не за свои деньги, а за средства Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». На днях из главного надзорного органа страны пришло уведомление об отмене принятого ДДР процессуального решения (в который раз!) и направлении уголовного дела на дополнительное расследование. «Органом следствия не обеспечена полнота расследования, не исследованы все обстоятельства, необходимые и достаточные для правильного разрешения», – подчеркивается в документе.

Волоконная оптика – это современное техническое решение цифровой связи. ВОЛС позволяет значительно увеличить скорость интернета, улучшить качество телефонии для железнодорожных предприятий региона и других абонентов. Как рассказали на предприятии «Оскементранстелеком», в одном волоконно-оптическом кабеле 36 стекол, по одному стеклу можно вести полтора миллиона разговоров. В целом, государственный проект «оптики» в регионах призван соединить области надежной связью.

– Это только кажется, что хищение бюджетных средств не касается напрямую населения, – поделился мыслями предприниматель. – Коррупция бьет именно по рядовым жителям! Ведь в жизни она выливается в непостроенные детсады, больницы, школы, дороги… Именно простой народ рассчитывается за чью-то жадность.

Марат Бек
Коллаж Жанны Кушеровой

Усть-Каменогорск

Еще новости

Back to top button