Общество

Строим дороги, возводим мосты

В Год дорог в Восточном Казахстане всеми видами ремонта охвачено рекордное количество автомобильных дорог республиканского значения: только среднему ремонту в общей сложности подлежат 392 км. Дороги областного значения охвачены средним ремонтом на общей протяжённости 220 км, дороги и улицы районного значения – на протяжённости 380 км.

Завершение строительства самого большого в стране мостового перехода через Бухтарминское водохранилище планируется к концу текущего года, а многострадальную дорогу в объезд Осиновского перевала обещают завершить к концу следующего года.


Как известно, в Восточно-Казахстанской области 2024 год объявлен Годом дорог. Все строительно-ремонтные дорожные работы в регионе, запланированные на короткий тёплый сезон, направлены на достижение поставленных целей. А цели у руководства области довольно масштабные.


Судите сами: объём запланированного ремонта дорог областного и районного значения, а также улиц в городах и сёлах области в текущем году увеличен в два раза, а финансирование доведено до 31,5 млрд тенге. Из них на строительство и реконструкцию дорог и мостов предусмотрено 3 млрд тенге. Для сравнения: в 2023 году дороги и мосты в ВКО ремонтировали на сумму 20,4 млрд тенге.
О ходе ремонтных работ в городах и районах области рассказали заместитель руководителя Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Ерлан Уалиев и исполняющий обязанности заместителя директора областного филиала Нацкомпании «КазАвтоЖол» Алмас Касенов.


РАЗВЯЗКИ И МОСТЫ


По информации Ерлана Уалиева, в Усть-Каменогорске полным ходом продолжаются работы по строительству транспортной развязки на пересечении проспекта Каныша Сатпаева и улицы Жибек Жолы, развязки на улицах Пермитина и Набережной имени Славского. Уже в текущем году ожидается завершение реконструкции улиц Базовой и Жибек Жолы с выходом на алматинскую трассу.


Начата разработка проектов на будущее. Так, специалисты компании «ТЕКА-Проект» уже приступили к разработке проектно-сметной документации (ПСД) по реконструкции аварийного моста через реку Убу в Шемонаихе. Из областного бюджета на подготовку ПСД реконструкции моста выделено 194 млн тенге. Пока необходимая документация готовится, на мосту введено ограничение движения по общей массе автотранспорта не более 23 тонн и организовано реверсивное движение.


Напомним, что мост через Убу в Шемонаихе был построен в 1962 году, и с тех пор ни разу не подвергался капитальному ремонту. В настоящее время практически все опоры моста имеют недопустимые разрушения, поэтому его обновления с нетерпением ожидают все участники дорожного движения.


– Прорабатывается вопрос строительства развязки на съезде с Иртышского моста в створе улицы Казахстан, проспекта Победы и Набережной имени Славского, а также проектирования нового моста через Иртыш в створе улицы Виноградова в Усть-Каменогорске, – поделился планами на будущее Ерлан Уалиев.


По его словам, в текущем году на средний ремонт дорог и улиц населённых пунктов в ВКО выделены 22,3 млрд тенге. На эти средства реализуется 110 проектов в рамках среднего ремонта дорог общей протяжённостью 600 км. Из этого количества 11 проектов являются переходящими с 2023 года, а остальные относятся к новым.


РЕКОРДНЫЕ ОБЪЁМЫ


Как рассказал Серик Уалиев, в текущем году в Восточно-Казахстанской области всеми видами ремонта охвачено рекордное количество дорог республиканского значения. Только среднему ремонту в общей сложности подлежат автодороги протяжённостью 392 км.


Средний ремонт дорожного полотна проводится сразу на нескольких участках автомобильных дорог республиканского значения общей протяжённостью 78 км на средства республиканского бюджета. Среди них трасса Усть-Каменогорск – Риддер – граница Российской Федерации общей протяжённостью 30 км (от Усть-Каменогорска до посёлка Михайловка), Усть-Каменогорск – Семей протяжённостью 18 км (от п. Таврическое до п. Ново-Азовое), Усть-Каменогорск – Шемонаиха – гр. РФ протяжённостью 30 км (от п. Кожохово до п. Новоильинка). Вместе с тем, за счёт республиканского бюджета ремонтируют водопропускные трубы на автодороге Усть-Каменогорск – Алтай – Улкен Нарын – Катон-Карагай – Рахмановские ключи. Именно на этом участке ежегодно возникают угрозы перелива и смыва дорожного полотна в результате весенних паводков или обильных летних дождей.


– Кроме того, в рамках заёмных средств планируется масштабная реализация среднего ремонта автодорог общей протяжённостью 314 км, в том числе по популярным туристическим направлениям, – сообщил Ерлан Уалиев. – Это автодороги сообщением Усть-Каменогорск – Риддер – граница РФ общей протяжённостью 75 км, Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница РФ общей протяжённостью 63 км, Омск – Майкапшагай – Калжыр – Маркаколь протяжённостью 24 км и Усть-Каменогорск – Алтай – Улкен Нарын – Катон-Карагай – Рахмановские ключи общей протяжённостью 152 км.


По его словам, на всю проектно-сметную документацию по этим участкам в настоящее время получены положительные заключения ведомственной экспертизы, и сейчас проводятся конкурсные процедуры для определения подрядных организаций. Реализация этих проектов запланирована на 2024–2025 годы.


ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ


Как рассказал и. о. заместителя директора ВКО филиала НК «КазАвтоЖол» Алмас Касенов, за счёт внешних займов в Восточно-Казахстанской области ведётся реконструкция сразу по двум транспортным коридорам – это автомобильные дороги Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск и Калбатау – Майкапшагай.


Что касается ремонта автодороги Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск, то здесь в текущем году запланировано провести средний ремонт дорожного полотна протяжённостью 60 км и построить дорожно-эксплуатационное управление в посёлке Касыма Кайсенова.


– На сегодняшний день из 60 километров дорожного покрытия на 11 километрах уже завершается покрытие верхнего слоя щебне-мастичным асфальтобетоном, – сообщил Алмас Касенов. – В настоящее время выполнены работы на 6,8 км дорог. На участке задействовано 56 единиц строительной техники и 99 дорожных строителей.


Строительство дорожно-эксплуатационного управления в посёлке Касыма Кайсенова ведёт субподрядчик компания «БЕКИ». В настоящее время здесь проводят внутреннюю отделку помещений, устанавливают двери и окна, прокладывают теплопровод в гаражах и осуществляют ряд других необходимых работ. Завершение строительства объекта планируется до конца текущего года.


На участке дороги республиканского значения Калбатау – Майкапшагай в 2024 году будет отремонтирован 231 км дорожного полотна и построено дорожно-эксплуатационное управление в городе Зайсане.


– С начала реализации проекта и по настоящее время построено 204 км автодороги, – проинформировал Алмас Касенов. – На 203 км уложен асфальт нижнего слоя покрытия и 71 км верхнего слоя покрытия. В целом, по проекту на этом участке предусмотрено строительство 23 мостов. Из них 10 мостов уже сданы в эксплуатацию, на остальных 13 мостах ещё выполняются строительные работы. Также проектом предусмотрена прокладка 227 трубопроводов, из которых построены 224, что составляет 98 процентов от их общего количества.


ОСИНОВСКИЙ ПЕРЕВАЛ


Большой интерес у жителей и гостей региона вызывают сроки окончания реконструкции дороги республиканского значения Усть-Каменогорск – Алтай – Рахмановские ключи в обход опасного Осиновского перевала. Напомним, строительство дороги было начато ещё в 2017 году. На текущий момент из 28 км на двух участках этой многострадальной автодороги реконструировано всего 17,7 км, в связи с тем что по ходу строительства возник вопрос отвода земель Государственного лесного фонда под нужды автотранспорта, и все дорожные работы пришлось на длительное время приостановить.


– В 2020 году процедуры перевода земель Гослесфонда завершены и получены государственные акты на постоянный отвод, – пояснил Алмас Касенов. – В том же году неоднократно проводились конкурсные процедуры по определению подрядчика для завершения всех работ по реконструкции. Однако по результатам конкурсов проект так и остался невостребованным, из-за чего потребовалась дополнительная корректировка ПСД. Поэтому движение автомобильного транспорта по данному маршруту до сих пор осуществляется по существующей дороге через горные серпантины.


По его словам, в 2023 году областной филиал «КазАвтоЖол» заключил с компанией «Kurylys Group RK» договор на реконструкцию оставшихся 4,4 км автомобильной дороги Усть-Каменогорск – Зыряновск – Большенарымское – Катон-Карагай – Рахмановские ключи. В целом, подрядчики планируют долгожданный объект сдать в эксплуатацию в конце следующего года.


– На данный момент ведутся земляные работы на первом участке, – рассказал о текущем состоянии дел Алмас Касенов. – Специалисты произвели буровзрывные работы общим объёмом 529 тысяч кубометров скальной породы, чтобы пройти напрямик, через горы. И сейчас на этом участке строительство ведётся достаточно активно. Там работают более ста человек и около 50 единиц техники.


На текущий год выделено 5 млрд тенге, из которых 88 процентов уже освоены. Однако для того чтобы запустить движение транспорта по данному участку в следующем году, требуется дополнительное финансирование в сумме около 3 млрд тенге на строительство моста. Филиал неоднократно запрашивал эти средства, но вопрос до сих пор не рассмотрен. Параллельно с реконструкцией силами подрядной организации «Kurylys Group RK» за счёт собственных средств ведётся ямочный ремонт имеющейся дороги. Для ускоренного завершения работ дополнительно привлечена эксплуатирующая организация – областной филиал «КАЖсервис». В настоящее время выполнен ямочный ремонт на площади 2 тыс. квадратных метров. К ремонтным работам привлечены 15 рабочих и 11 единиц техники.


ДОРОГИ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ


Если говорить о среднем ремонте дорог областного значения, то сейчас в Восточном Казахстане реализуются одновременно 15 крупных проектов, охватывающих средним ремонтом 220 км дорог.
– На сегодняшний день завершён средний ремонт сразу по нескольким проектам, – отметил Ерлан Уалиев. – Приведены в порядок 12 км автодороги Шиликты – Зайсан (км 0–12), 18 км трассы Акжар – Омск – Майкапшагай (км 106–124) и 15 км дороги областного значения Улкен Нарын – Курчум (км 23–38). В целом, на текущий момент завершены работы на 45 км дорог.


По его словам, находится на стадии завершения средний ремонт еще 30 км дорог – 15 км на участке дороги Васильевка – Бозанбай, ведущей на Сибинские озера, и 15 км автотрассы сообщением Курчум – Калжыр.


По остальным проектам работы по среднему ремонту дорог областного значения ещё в самом разгаре. Так, продолжаются работы на 12 км дороги Усть-Каменогорск – Таргын – Самарское (км 133–145), 30 км дороги Шиликты – Акжар (км 78–93, 93–108), 15 км дороги Курчум – Калжыр – Бурабай (км 12–27), 26,4 км дороги Октябрьская переправа – Алтайка – Ново-хайрузовка (км 10–25, 25–36,4), начат ремонт 16 км по проекту «Подъезд к селу Ново-троицкое» (км 6–22). В общей сложности средний ремонт ведётся одновременно на 100 км дорог областного значения в ВКО.


ДОРОГИ РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ


Не менее активно ремонтируется дорожное полотно и на дорогах, относящихся к различным районам Восточного Казахстана. В 2024 году запланирована реализация 95 проектов по среднему ремонту 380 км дорог и улиц районного значения.


Так, в Усть-Каменогорске в настоящий момент реализуется сразу 38 проектов по ремонту 35 км дорог. На сегодняшний день уже отремонтировано 12 км.


В районе Самар реализуется 9 проектов по ремонту 27 км дорог, из которых уже выполнено 3 км. В Зайсанском районе реализуются 5 проектов по ремонту 26 км дорог, 2 км из которых уже приведены в порядок. В районе Алтай в работе находятся 8 проектов по ремонту 14 км дорожного полотна, и уже сейчас из них отремонтированы 4 км. В Тарбагатайском районе по 12 проектам ремонтируют 54 км автомобильных дорог, 20 км из них уже сданы в эксплуатацию.


По словам Ерлана Уалиева, есть также несколько районов, где дорожные работы ещё не начались. Например, в Катон-Карагайском районе запланировано 7 проектов по ремонту 23 км, и здесь пока ведутся только подготовительные работы. В Курчумском районе подводятся итоги конкурсных процедур по реализации 9 проектов по ремонту 10 км дорожного полотна. В Глубоковском районе определены подрядчики по реализации 11 проектов по ремонту 27,7 км, и сегодня они проводят подготовительные работы на участках. В Шемонаихинском районе подводятся итоги конкурсных процедур по 10 проектам с целью ремонта 28 км дорог. В Уланском районе также определены подрядные организации по реализации 10 проектов для ремонта 32 км. В недавно созданных районах Маркаколь и Улкен Нарын будет реализовано по три проекта по ремонту дорог районного значения.


СОДЕРЖАНИЕ И СОХРАННОСТЬ


Как отметил Ерлан Уалиев, в 2024 году на содержание дорог Восточно-Казахстанской области выделены 6,2 млрд тенге. На эти средства запланирован текущий (ямочный) ремонт дорожного полотна на площади 160 тыс. кв. метров, и на сегодняшний день работы завершены на площади 130 тыс. кв. метров.


Также завершены работы по профилировке гравийных дорог и обочин, установке и замене 425 дорожных знаков. Отремонтированы 1,4 тыс. погонных метров ограждений и нанесена разметка на проезжей части автодорог протяжённостью в 1 000 км.


За всеми видами дорожных работ осуществляет контроль качества строительных материалов РГП «Национальный центр качества дорожных активов» на общую сумму 80 млн тенге.


– Обеспечение сохранности дорог играет немаловажную роль в организации безопасности дорожного движения, – подчеркнул Ерлан Уалиев. – Бесконтрольное движение рудовозов с нарушением весогабаритных параметров приводит к разрушению структуры дорожной одежды, возникновению просадок, пучин, волн, угрожающих безопасности движения. Их последующее устранение возможно только как минимум при проведении среднего ремонта. На сегодняшний день прорабатывается вопрос установки автоматической системы по измерению весовых параметров грузовых транспортных средств на дорогах областного значения.


По его информации, в Курчумском районе на нескольких имеющихся месторождениях полезных ископаемых из-за отсутствия перерабатывающих мощностей добываемая руда транспортируется в район Алтай по автомобильным дорогам областного значения Курчум – Калжыр (131 км) и Большенарым – Курчум (135 км). С 2016 по настоящее время в ремонт этих дорог из различных источников бюджетного финансирования вложено около 5,8 млрд тенге, отремонтировано 192 км.
Спикер добавил, что на установку одного комплекса оборудования для весового контроля автотранспорта выделено 130 млн тенге. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры для определения подрядчика, который возьмётся за реализацию проекта.


УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ


Как рассказал Алмас Касенов, на автомобильной дороге Усть-Каменогорск – Алтай – Улкен Нарын – Катон-Карагай – Рахмановские ключи ведутся работы по капитальному ремонту четырёх автомобильных мостов. Ещё в 2023 году между областным филиалом НК «ҚазАвтоЖол» и строительной компанией «Зайсан» был заключён договор на реализацию проекта сроком до 1 сентября 2024 года.


– В 2023 году работы велись на трёх мостах, – сообщил Алмас Касенов. – По двум из них работы завершены на 90 процентов, обеспечен проезд по новому мосту. Ещё по одному мосту устроена объездная дорога, произведён демонтаж существующего объекта и выполнены работы по устройству фундамента. В 2024 году начаты работы ещё на двух автомобильных мостах. Все четыре сооружения будут сданы в эксплуатацию в текущем году.


Также представитель НК «КазАвтоЖол» рассказал о текущей ситуации на объекте строительства самой большой переправы в Казахстане – мостового перехода через Бухтарминское водохранилище, – начатого в 2020 году.


– На основном мосту полностью завершены работы по возведению всех опор, – пояснил Алмас Касенов. – Всего их на объекте насчитывается 21 единица. Также полностью завершён монтаж 17 пролётных строений из 20 запланированных. В целом, сто процентов металлоконструкций для пролётных строений уже доставлены и находятся непосредственно на объекте.


Для удобства строителей на месте функционирует причал, обустроены временные строительные площадки для изготовления комплектующих деталей, подведены инженерные сети и построено временное жильё для рабочих. Чтобы ускорить процесс работы, возведение стратегического моста ведётся одновременно с двух сторон – и с левого, и с правого берегов.


Предусматривается строительство автомобильной дороги с подходами общей протяжённостью 18,5 км: правый берег – 1,3 км, левый берег – 17,2 км. На текущий момент по правому берегу со стороны Курчумского района выполнены работы по устройству четырёх водопропускных труб, земляного полотна и дорожной одежды из песчано-гравийной смеси протяжённостью 1,3 км. Кроме того, обустраивается примыкание и проводятся сопутствующие работы с откосами и лестничным сходом.


По левому берегу со стороны района Самар выполнены работы по устройству 16 водопропускных труб, земляного полотна и дорожной одежды из песчано-гравийной смеси с геотекстилем протяжённостью 16,6 км. Нижний слой основания из щебёночно-песчаной смеси уложен на 11 км, крупнозернистый асфальтобетон – на 8 км.


– На строящихся участках дороги функционируют бетоносмесительные, асфальтобетонные и камнедробильные установки, отведён карьер по добыче строительного камня, – отметил Алмас Касенов. – Все работы на объекте ведутся в соответствии с установленным графиком. В целом, завершение моста запланировано на текущий год.


Напомним, общая протяжённость строящегося мостового перехода с автодорожными подходами через Бухтарминское водохранилище составляет 19,9 км. Уникальность моста заключается в том, что он проходит над зеркалом водохранилища на максимальном расстоянии – 1 250 м, а также в наличии больших глубин под водной поверхностью – от 18 до 25 метров.

Екатерина Гуляева
Фото Нелли Петенева

Еще новости

Back to top button