Сто тысяч магнитофонных записей
Накануне фестиваля искусств «Золотой Тургусун», проводимого на берегу одноименной реки Зыряновского района, коллекционер из Усть-Каменогорска копирует диски с авторской песней шестидесятников, чтобы подарить их каждому желающему.
Любое хобби требует затрат, так считает собиратель песен Сергей Черепанов. Каждый диск, заказанный из Москвы, ему обходится в две тысячи тенге, и таких дисков в его коллекции много. В свою очередь, приобретенные записи коллекционер раздает направо и налево всем желающим совершенно даром. Сергей уверен, что прибыль может получать только автор песен, он же является посредником и старается донести как можно до большего числа людей песенный жанр, возникший в середине XX века.
– Моя коллекция – это сто тысяч магнитофонных записей, пятьсот гигабайт дисковых накопителей, две тысячи фотографий, фотокопии рукописей Высоцкого, множество папок с газетными и журнальными вырезками, перепиской, машинописные тома с текстами песен… Это каталоги, составленные так, что любую песню я могу отыскать буквально за несколько секунд.
Знакомя со своим собранием, Сергей меняет одну за другой катушки на магнитофоне и рассказывает о том, как возникла его коллекция.
– Мне было 15 лет, я ходил тогда в туристический клуб «Вега», где познакомился с авторскими песнями. Это была песня Дольского «Ах, как хочется в синий лес» . До сих пор помню ощущения, которые в тот момент испытал. Потряс звук, текст, исполнение певца. Все это было настолько несравнимо с массовым эстрадным пением… Именно с того дня мне захотелось заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас. А спустя какое-то время, в 1986 году я познакомился с клубом «Зеленая карета». У меня появился первый магнитофон – допотопная по нынешним временам «Дайна». Появилась возможность собирать записи, вместе с друзьями переписывать песни. Еще года через три у меня уже было 50 катушек.
Но коллекцией все это, конечно, назвать было нельзя – не было ни системы, ни сколько-нибудь квалифицированного оформления, да и качество – сплошной хрип.
Судьба свела Сергея с Евгением Зининым из Усть-Каменогорска – крупнейшим коллекционером бардовской песни в Казахстане. «У меня была цветная иллюстрация из журнала с изображением Юрия Визбора. Это большая редкость для того времени, – говорит С. Черепанов. – Я принес ее Жене, за что тот несказанно обрадовался, у нас завязалась дружба. Именно Женя научил меня тому, как массу пленок превратить в коллекцию. Мы стали обмениваться записями».
Заезжал к Зинину в то время известный бард Владимир Турианский, приехавшим с концертом в Усть-Каменогорск.
Сергей преподнес ему подшивку наклеек с его песнями, вырезанными из журнала «Турист». В ответ Турианский в знак благодарности оставил в коллекции Сергея свой автограф.
Встав однажды на позицию собирательства, дискофил старался использовать каждую возможность приобрести диски или познакомиться с авторами в реальном времени. Кстати, приятно поразило такое обстоятельство – практически ни один звонок Черепанова не оставался без ответа. Все его просьбы встречали самое внимательное отношение. Так, целый месяц готовился Сергей и таки позвонил самому Борису Щеглову, московскому автору: «Когда он поднял трубку, я сразу рассказал ему, как мы молодыми людьми ходили в походы и пели его песни: «Эхо по горам», «Магнитная разведка», «Памяти Крупа». Так завязалась дружба с легендарным бардом. Теперь Черепанов каждый месяц висит на проводе с Москвой.
– Обязательно поеду в Москву, встрети
ться с Щегловым. Друзья советуют: «Бери чемодан – там большой выбор бардовских записей». Собирал в основном Высоцкого. Были и другие барды – Визбор, Кукин, Дулов, Никитин, Городницкий, Клячкин… А Галич тогда на меня не производил впечатления. Гениальность его песен я постиг гораздо позже – уже в зрелые годы. Из усть-каменогорских авторов люблю слушать Капустяна, Мишу Огородникова, Виктора Красикова, Валерия Чечина.
– Как вы считаете, наступит ли день, когда вы скажете: «Все. Больше не собираю. Только систематизирую и изучаю»?
– Когда коллекционер прекращает собирательство, он перестает быть коллекционером. Каких бы размеров моя коллекция не достигла, я все равно никогда не брошу это дело.