СТИХИЙНАЯ ТОРГОВЛЯ = МАЛЫЙ БИЗНЕС?

Стихийная уличная торговля в Восточном Казахстане имеет большой потенциал для перехода в узаконенное малое предпринимательство.
Для того чтобы вывести «стихийщиков» из тени, заставить платить налоги и развивать сервис, акимат областного центра совместно с Общественным советом области планирует разработать стандартные пакеты бизнес-кейсов и диверсифицировать этот вид МСБ. Усть-Каменогорск станет первым городом в регионе, где будет введен такой пилотный проект.
В настоящее время уличная, выносная, выездная торговля в областном центре Восточного Казахстана существует сама по себе, не подчиняясь никаким законам.
Не имея разрешения на торговлю в самых людных местах, не обладая санитарными книжками или сертификатами на продукцию, уличные торговцы продают молоко, овощи, рыбу буквально с земли. Много тех, кто ходит с сумками по дворам, офисам, предлагая сувениры, косметику, мыломойку, чулочно-носочные изделия. Численность людей, занимающихся нелегальной торговлей, никто никогда не считал. Впрочем, по понятным причинам это сделать проблематично.
Однако стало известно, что количество тех, кто попал в поле зрения проверяющих во время проведения городских рейдов, за год в областном центре достигло 494 человек. По словам заместителя руководителя отдела предпринимательства Усть-Каменогорска Олжаса Кудайбергенова, со всеми, кто был отмечен местной полицейской службой, проведена разъяснительная беседа. Согласно существующему законодательству, в случае первичного нарушения санитарно-эпидемиологических требований к объектам оптовой и розничной торговли продавцу выносится предупреждение, второй раз – штраф 10 МРП (более 25 тысяч тенге).
– Восемьдесят процентов торговцев готовы легализовать свой бизнес, если при этом будут созданы условия, которые выгоднее и комфортнее существующих. Но часть продавцов таким товаром, как овощи-фрукты, нельзя заинтересовать ничем. Они не уходят с тропы, готовы платить штрафы и продолжать работать потому, что в этих местах хорошая проходимость, в день они зарабатывают по 30-50 тысяч тенге, – комментирует Олжас Кудайбергенов.
Председатель экспертной рабочей группы по развитию и продвижению малого предпринимательства при Общественном совете ВКО Елена Березинская-Абилова считает, что выход из тени и диверсификация нелегальной торговли возможна только при использовании эффективных рычагов влияния.
– Мы должны встать на место уличного торговца, понять его нужды и определить, как он может развиваться. Конечно, здесь речь идет не о бабушках, которые продают свою дачную продукцию. В большинстве своем незарегистрированные предприниматели – это женщины средних лет, перекупщики или мелкие товаропроизводители, которые зачастую просто не знают о существующих возможностях, мерах поддержки. Если дать им конкретный сценарий, обучить, показать, как они могут развиваться, то они перейдут в легальный бизнес, – сказала Елена Березинская-Абилова.
Для каждой категории доморощенных предпринимателей уже есть примерные варианты бизнес-кейсов. Например, мелким торговцам, реализующим на улицах продукты питания (не домашнего производства), акимат готов предложить в аренду земельные участки под ларьки. Аренда небольшого «кусочка» земли, по словам Олжаса Кудайбергенова, в год обойдется в 20 тысяч тенге. Но для этого человеку нужно зарегистрировать ИП, пройти медосмотр, получить санитарную книжку и самое главное – приобрести сам киоск.
Такие примеры в Усть-Каменогорске уже есть. Недалеко от рынка «Заречный» на месте, называемом в народе «цыганской тропой», поставлены ларьки, где торгуют люди, продававшие раньше здесь «с земли».
Другая категория – рукодельницы, производящие сувениры, игрушки, которыми они торгуют во время ярмарок, различных мероприятий. Для них помощь будет заключаться в предоставлении консультаций, разработке бизнес-стратегии перехода в интернет-торговлю, предоставлении грантов,
займов по программам продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», других кредитных продуктов по линии фонда «Даму».
– Сейчас активно идет развитие индустрии дизайна, есть тренды товаропроизводителей. Нужно искать в них потенциал. Нам кажется, что эти женщины просто делают куклы и сувениры, что это не может иметь стабильного дохода. Это не так. Нужно уметь правильно себя позиционировать, уметь продавать, брендировать свой товар, – рассказывает Елена Березинская-Абилова и в пример приводит историю Жанны Жабековой. Девушка из небольшого села в Кокпектинском районе ВКО выиграла грант 3 млн тенге для развития своего дела – производства игрушек. Сейчас Жанна имеет собственный интернет-магазин и рассылает свой товар в разные страны.
Руководитель интернет-компании по автоматизации бизнес-процессов «Smart Innovations» Рустам Салахутдинов готов рассмотреть варианты интернет-продвижения товаров данной категории предпринимателей. Но, как и любой бизнесмен, он должен видеть свою роль в этой работе, окупать затраты. Поэтому, чтобы не происходило серьезного удорожания товара при переходе в онлайн-торговлю, мелким предпринимателям нужна кооперация.
Работа по переводу нелегальных предпринимателей в разряд зарегистрированных субъектов МСБ будет проводиться в течение двух лет. Усть-Каменогорск станет первым городом области, где данный проект запустят в пилотном режиме.
Коллаж Анны Ереминой


