Щит и древо семьи
В Назарбаев интеллектуальной школе Усть-Каменогорска приступили к реализации программы «Крепкая семья».
В НИШ проводятся специальные занятия, направленные на оказание профессиональной педагогической помощи по укреплению взаимосвязи учащихся с их родителями. Проект был создан Школой здоровья и социального благополучия при Университете Оксфорд Брукс (Великобритания) и апробирован в 35 странах мира, в том числе в штате Айова (США) и доказал свою эффективность.
С учетом того, что программа рассчитана на семьи с детьми в возрасте от 10 до 14 лет, занятия были предложены учащимся одного экспериментального класса и их родителям. Все приглашенные 10 семей изъявили желание поучаствовать в проекте. По словам родителей, их заинтересовала возможность помочь детям стать увереннее, следовать правилам, самим разобраться в вопросах воспитания, сообща укрепить семейные ценности. Две целевые группы «Учащиеся» и «Родители» приступили к реализации программы в феврале текущего года.
– Занятия проходят каждую субботу, – говорит тренер-куратор Альмира Мажикова. – Мы уделяем час работе с учащимися. Вначале была небольшая скованность, но различные игры на раскрытие и сплочение группы позволили повысить заинтересованность детей. Они научились принимать себя такими, какие они есть, ставить цели, мечтать и продумывать пути достижения. Узнали о стрессе, проследили за его проявлением на собственном примере, научились нейтрализовывать отрицательное отношение.
По словам куратора, также участники эксперимента узнали о способах избавления от отрицательных эмоций, таких как дыхательная гимнастика, прослушивание музыки, переключение мысли. Далее проигрывались различные ситуации, иногда дети были в роли родителей, и затем рассматривали результаты. Отдельно были рассмотрены правила поведения, обязанности по дому.
По информации тренера, школьного педагога и психолога Асем Сейлгазиновой, курс обучения родителей также предполагает ответы на различные вопросы, просмотр видеороликов и их обсуждение, выработку правильного отношения к той или иной ситуации.
– Каждое занятие проводится на разные темы по воспитанию подростков, – рассказывает она. – Мы показываем видеоролики, после этого идет обсуждение, каждая семья приводит свои примеры и предлагает пути выхода из всевозможных ситуаций. Используются индивидуальная и групповая формы работы. Мы заметили, что в ходе реализации программы семьи сдружились между собой и, по словам кураторов, стали активнее участвовать в школьной жизни.
Как рассказал тренер, следующий, второй час под названием «Семья», участники программы проводят вместе. Различные активные действия направлены на то, чтобы дети лучше понимали родителей. Равно как и родители своих детей. Иногда члены семьи видят друг друга совершенно с другой, неожиданной стороны, и это тоже влияет на развитие отношений. Дискуссии, игры сплачивают, укрепляют уважение друг к другу. Во время занятий семьи рисуют, делают коллажи. Так у каждой семьи появилось свое дерево (семьи) и семейный щит.
– Наша дочь воспитывалась у бабушки, позже мы забрали ее к себе, – рассказывает мама Айганым Данагуль Аубакирова. – Первые занятия помогли нам стать ближе, появилось доверие, наши отношения вышли на новый виток, они стали более крепкими, устойчивыми и позитивными.
По мнению организаторов, после проведенных четырех встреч из семи родители придерживаются в семье дисциплины, устанавливают правила и проявляют понимание, демонстрируют любовь и уважение. Они начинают более осознанно подходить к вопросам воспитания, с большей эффективностью анализировать ситуации с детьми, стараются распознавать психологическое состояние и поддерживать их. Дети также стали более стрессоустойчивыми и подготовленными к различным вызовам в подростковом возрасте.
– Теперь, с гораздо большей вероятностью, можно сказать, что дети стали более ответственными, в случае необходимости будут обращаться за советом и поддержкой к родителям, будут избирательны к друзьям, – уверены педагоги.
По словам родителей, они благодарны за организацию занятий Автономной организации образования «Назарбаев интеллектуальные школы».
– Мы с нетерпением ждем субботу, чтобы прийти на занятия, – подчеркнул папа Аиды Серик Кусаинов. – Здесь мы получаем нужные для нас знания, развиваемся, общаемся. Каждый раз в конце у нас проходит чаепитие, и, можно сказать, все участники уже стали одной большой семьей.
Впереди их всех ждут новые занятия и прощальный вечер, где будут выданы сертификаты, которые станут важным напоминанием о том, какой опыт они приобрели.