Полёт «Белой совы»: через тернии к звёздам

Недавно в Усть-Каменогорске отметило десять лет со дня основания творческое объединение «Белая сова», которое сплотило под своим крылом мастеров декоративно-прикладного искусства.
Путь в ремесло, декоративно-прикладное искусство, рукоделие у каждого мастера свой. У кого-то с детства, потому что дело это семейное и передаётся из поколения в поколение, но сегодня такие династии – огромная редкость. Гораздо чаще начинают по наитию, увлёкшись необычным, красивым изделием или увидев тонкую работу мастера.
– Сегодня благодаря современным технологиям производятся такие материалы, из которых создаются невероятные вещи, настоящие произведения искусства, – рассказывает руководитель творческого объединения «Белая сова» Диана Филиппова. – Наши мастера их охотно осваивают, широко используют, подчас создавая не просто штучный, эксклюзивный товар, но и подлинные шедевры.
Своя дорога
По словам Дианы Филипповой, двенадцать лет назад, неожиданно для самой себя и окружающих, она тоже стала мастером декоративно-прикладного искусства. Всерьёз и надолго увлеклась таким редким делом, как мыловарение.
– Всё произошло случайно, – вспоминает собеседница. – Моей дочери подарили набор юного мыловара. Мы тогда с ней искали себя в разных видах творчества, вот родные и решили порадовать девочку. В наборе юного мыловара оказался маленький кусочек мыльной основы, одна формочка, краситель и маленькая отдушечка. Вместе с дочкой мы попробовали самостоятельно сварить собственное мыло. Но её этот процесс не увлёк, а я заинтересовалась и стала изучать технологию изготовления душистого туалетного мыла. Тем более что оно необходимо мне самой, поскольку с детства страдаю аллергией на лаурилсульфаты, которые содержатся во многих современных сортах мыла.
Так вышло, что жительница Усть-Каменогорска стала, пожалуй, первым мастером-мыловаром в масштабе Казахстана. Неудивительно, что на ранних порах ей приходилось выискивать необходимую информацию буквально по крупицам. Даже во всеобъемлющем интернете более десятка лет назад имелось крайне мало информации на нужную тему.
В итоге Диана Филиппова освоила множество технологий и брала на пробу материалы и отдушки разных производителей, пока не убедилась, что самые лучшие ингредиенты для гипоаллергенного душистого мыла производят сегодня только за океаном.
– Мне бы хотелось, чтобы отечественные производители выпускали подобное и крутое сырьё, но пока такого нет, – говорит мыловар. – К сожалению, на местные материалы у меня появляется аллергическая реакция. Значит, я не смогу их использовать для производства мыла. Хотя цена, конечно, очень привлекательная, дешевле импортного примерно раз в пять.
Творить вместе
Уже через год после первых мыловаренных экспериментов Диана поняла, что у неё появился большой излишек наваренного готового мыла. Она дарила его родным и близким, но мыло волшебным образом снова будто само варилось в немыслимых количествах. Тогда мастерица впервые приняла участие в ярмарке-распродаже изделий ручной работы в одном из торговых домов Усть-Каменогорска.
– Когда я впервые попала туда, была в восторге, – признаётся она. – Для начинающего мастера это был первый выход в свет, мой дебют и потрясающее общение с коллегами, творческими людьми, у которых горели глаза и были уникальные способности. Мы жаждали общения друг с другом, чтобы делиться новыми знаниями, опытом, изделиями для взаимной поддержки.
Хотя прежнее место проведения ярмарок мастеров не располагало к удачным продажам изделий, но однажды им вообще было отказано в аренде даже этого помещения.
– Помню, что у меня тогда наступил такой ступор: как быть, что делать? – вспоминает Диана Филиппова. – На тот момент нас было вместе около двадцати мастеров. Мы решили сообща продолжить дело, сменить помещение, выйти на новый уровень творчества. Хотя ни у кого из нас не было необходимого практического опыта в таких делах.
Вначале ремесленники снова пошли проторённым путём – арендовали площади в другом торговом центре. Но вся продукция там не помещалась. Между тем, ряды мастеров в творческом
объединении всё расширялись, проблема отдельного помещения встала, как говорится, в полный рост.
нашли площади в одном из торговых домов областного центра, но там помещалась продукция не более 20 мастеров. При этом к творческому объединению стали примыкать всё новые и новые рукодельницы, и места стало катастрофически не хватать.
Всегда есть выход!
Тогда и возникла идея обратиться в администрацию Дворца культуры металлургов с просьбой о предоставлении в аренду необходимых площадей, где мастерам, к великому счастью, пошли навстречу.
Позднее, когда в здание ДКМ официально переехал Дом дружбы – центр общественного согласия ВКО, творчес-кому объединению «Белая сова» там тоже нашлось своё место. Более того, мастера в содружестве с этнокультурными центрами и творческими коллективами декоративно-прикладного искусства стали проводить яркие, интересные мероприятия.
– К сожалению, в Усть-Каменогорске наблюдается определённое разграничение между ремесленниками и мастерами декоративно-прикладного искусства, – пояснила Диана Филиппова. – Хотя кто такие ремесленники? Это мастера, которые изготавливают изделия ручной работы из природного материала. А вот мастера декоративно-прикладного искусства работают в основном с новыми материалами, используют новые технологии. Ремесло – это здорово, но для нас, мастеров ДПИ, поддержки, к сожалению, никакой не было. Хотя люди активно интересуются, желают приобщиться к творчеству, просят им показать, как создаётся то или иное изделие. В торговых домах мы просто не могли проводить мастер-классы, а после переезда в здание бывшего ДКМ всё изменилось. Здесь мы смогли наконец-то воплотить все наши идеи и мечты в реальность.
С тех пор фестивали «Белой совы» проводятся почти ежемесячно с сентября по июнь, для детей организуются мастер-классы по разным направлениям творчества и техникам рукоделия. Причём все материалы мастера закупают на свои средства и ведут занятия совершенно бесплатно, приобщая к творчеству не менее 50 ребят на каждом занятии.
Кстати, некоторые их воспитанники творчески подросли за эти годы, сами вливаются в ряды объединения, становятся мастерами своего дела.
– В содружестве с объединением «Горный ручей» во главе с Ермеком Тютеновым мы проводили в 2015 году фестиваль творчества на площадке ВК областной библиотеки имени Пушкина под названием «Арбат», – делится Диана Филиппова. – Мы впервые организовали мероприятие, где вместе были шахматисты, фотографы, художники, певцы, барды, танцоры, мастера хэндмейда, нумизматы и многие другие творческие жители города. Это было потрясающе, мероприятие проходило весь день. Если честно, этот опыт больше никто в Усть-Каменогорске не повторял.
Рукоделие – не бизнес
Однако может так случиться, что фестивали «Белой совы» в скором времени просто сойдут на нет. И не потому, что в Усть-Каменогорске стало меньше мастеров ДПИ или ремесленников. Наоборот, их число растёт, как и ширится сфера творческой деятельности.
Причина в изменении налогообложения в Казахстане, из-за чего мелких лавочников, мастеров рукоделия приравняли к статусу полноценных индивидуальных предпринимателей.
– Когда действовали режимы патента, а потом и Единого совокупного платежа, многие мастера могли хоть как-то продавать свои изделия, получая очень небольшую, можно сказать, чисто символическую прибыль со своей деятельности, – разъяснила Диана Филиппова. – Сейчас им просто нет смысла открывать ИП, отправлять отчёты, платить налоги. По большому счёту, продажи у многих копеечные. Бывает, что мы не можем реализовать свои изделия и месяц, и два, а то и в течение полугода.
По словам мастера, причин много – нет материалов, не хватает финансовых средств, чтобы приобрести расходники. Да иногда просто нет желания творить или свободного времени. Ведь для них творчество – это прежде всего хобби, любимое дело, где важен сам творческий процесс. А вот реализация излишков изделий является всего-навсего приятным бонусом, позволяющим хотя бы частично оправдать затраты на материалы, и никакой прибыли не приносит.
Руководитель творческого объединения выходит с предложениями ввести особый налоговый режим, или так называемый ремесленный сбор в Казахстане. Такой опыт широко применяется в России и Белоруссии, когда мастера и ремесленники раз в год оплачивают ремесленный взнос, что позволяет им свободно принимать участие в любых выставках, ярмарках и фестивалях, действуя на вполне законных основаниях.
Екатерина Гуляева
Фото ТО «Белая сова»