Общество

Остановись, мгновенье!..

Профессиональный фотограф Василий Ляпунов – это настоящий мастер, который открывает глаза другим на удивительный мир вокруг и своим творчеством широко распахивает импровизированное фотоокно в уникальную, многоликую природу Восточного Казахстана.


Два своих наиболее удачных, по его признанию, снимка в личном портфолио мастер сделал, даже не выходя из дома. Вернее, с балкона квартиры на девятом этаже многоподъездного дома в микрорайоне КШТ.


Первый снимок вообще произвёл настоящий фурор, принёс победу сразу в трёх фотоконкурсах, которые проводились в разное время. Дело, конечно, давнее, но об этом стоит рассказать чуть подробнее, поскольку оно проливает свет на истоки творчества, этапы становления фотомастера.
– Я вышел на балкон после дождя, – вспоминает Василий Ляпунов. – Вижу, что во дворе огромные лужи, по которым бегают дети, а меня что-то привлекло в этой невинной забаве ребятни. Взял в руки фотоаппарат и сделал снимок практически на автомате, но почему-то отчётливо осознавая, что снимок, безусловно, удался. Это было несколько самонадеянно, потому что снимал я на плёнку, а она была на исходе (35 или 36 кадр), вовсе не факт, что получится фотография, не засветятся её края. Это как последний патрон в обойме винтовки, когда шанса на дубль нет: пока перезарядишь камеру, дети уже убегут, солнце не то, даже окончательный эффект другой.


Попадание оказалось «в десятку». Кадр получился безупречным как с технической, так и с композиционной, творческой стороны. Камера была японская, а объектив советский, но в сумме они выдали нужный результат.


– Снимок был опубликован в престижном московском журнале, посвящённом только фото, – продолжает собеседник. – В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века подобное событие было пределом мечтаний для молодого фотографа, которому важно поверить в свои силы и мечту.

Спустя время последовали победы на фотоконкурсах в области и республике, а всё из-за того, что оказался в нужном месте и в нужное время, но самое главное, почувствовал кадр, мгновенно принял решение и нажал на кнопку.


Через много лет произошла ситуация практически один в один.


– Однажды, как обычно, открываю дверь на балкон, оттуда вижу, что почти напротив сидит семья соколов-чеглоков, словно приготовились вдвоём к фотосессии, – снова будто сам себе удивляется Василий Ляпунов. – Учитывая, что я около двадцати лет отработал в фотосалоне, тоже машинально взял в руки камеру и сделал снимков столько, сколько посчитал нужным. В итоге результат вновь не то чтобы не разочаровал, а более того – окрылил меня.


Берегите птиц!


По словам мастера, семья чеглоков прилетала и гнездилась на деревьях во дворе три года подряд, что крайне удивительно, хотя к микрорайону близко подступали окрестные сопки и степи. Да и вообще, кроме деревьев летом на КШТ везде растут одуванчики, всюду полно зарослей чистотела, цикория. Есть в Казахстане города, где во дворах пыль и песок, ни живой травинки, а у нас лекарственные растения, а ещё птицы прилетают с юга, выводят птенцов. Один год в микрорайоне КШТ в одном из дворов встречали даже медведя.


– Мне кажется, что птицы хорошо запоминают места, где бывает для них корм, – делится фотограф. – Стоит только один раз им покормиться здесь, так они этого никогда не забудут, обязательно наведаются обратно. Пусть же кто-то сочтёт, что это ответная реакция на доброту, проявленную человеком.


В зимнее время птицам очень трудно, почти нет корма, поэтому нужно по возможности их подкармливать. Я постоянно пополняю кормушку на балконе – так они привыкли и ждут, сбиваясь в небольшие шумные стайки. Дошло до того, что некоторые дубоносы, теряя всякое терпение, начинают клювом требовательно стучать в стекло – мол, где потерялся, обедать пора!


Подписчики в соцсетях часто задают фотографу вопрос о том, как ему удаётся заснять вместе «за одним столом» птиц очень разных видов.


– Наверное, это как великое перемирие в джунглях, когда все звери не трогают друг друга, когда надо прийти на водопой и всем напиться воды, – считает фотомастер. – В момент кормёжки птиц я снимаю сколько угодно и под любым ракурсом, а они просто не обращают на меня никакого внимания.


В соцсетях Василий подписан на коллег из Японии, Великобритании, других стран, а они, в свою очередь, наблюдают за его творчеством, им интересны наши края, птицы, природа, что мы сами ценим мало, а бережём ещё меньше.


Камера с собой


Естественно, сидя дома или работая в павильоне, невозможно ловить кадры живой природы, надо вставать и идти в дальние дали, в густые дебри.


– Мне довелось двенадцать раз побывать у самого подножия Белухи, сделать множество снимков, – говорит с волнением Василий Ляпунов. – И я всякий раз ловлю себя на мысли, что хочется туда снова и снова: необычайная там энергетика, а какие пейзажи! Фотографии изумительные получаются. На озере Маркаколь удалось вдоволь поснимать уникального чёрного аиста, а теперь вновь тянет в заповедные края, чтобы с «пристрелянных» мест делать кадры с помощью новой техники, у которой потрясающие возможности.


С фотокамерой, по его мнению, желательно не расставаться, держать при себе наготове, поскольку объект съёмки может на глаза попасть в самом неожиданном месте, как по шутливому закону падающего бутерброда.


– Однажды подъехал к гаражу, занимаюсь своими привычными делами, но интуитивно чувствую чьё-то близкое присутствие, – делится фотомастер. – Потом только обнаружилось, что это был заяц-беляк, который неразличим на фоне белого снега, а выдали его движение и оставленные следы.

Камеры с собой не оказалось, чтобы снять с расстояния и в динамике, телефон в руках не обладает такими возможностями, чтобы мгновенно поймать кадр. А такие истории застают врасплох буквально на каждом шагу, зачастую и птицу редкую на дереве, как назло, увидишь, когда этого ожидаешь меньше всего.


Теперь и автору этих строк вдруг вспомнилось, что мы раньше с Василием вплотную пересекались во Дворце спорта. Там в начале 90-х годов проходили матчи с участием хоккейной команды «Торпедо», в которой блистали известные игроки, достойно занимавшие своё место в высшей союзной лиге. В отличие от журналистов, Василий никогда не просиживал в специальной ложе для прессы, а весь матч был на ногах и ходил вокруг хоккейной коробки, чтобы поймать момент и нужный кадр и с лестницы у табло, и с верхних трибун.


Хобби и страсть


Запомнился тогда Василий Ляпунов коллегам тем, что фотокамеру всегда держал перед собой на груди, словно солдат наизготовку со своим табельным оружием, готовый в любой миг нажать на спуск и произнести общеизвестное: «остановись, мгновенье, ты прекрасно!»


– В своё время мне довелось поработать в газете «Контакт -Спорт», где вместе с журналистом Павлом Фадеевым готовили репортажи с хоккейных матчей, – вспоминает Василий Ляпунов. – Снимали тоже на плёнку, а кадры и фотографии в основном чёрно-белые, цвет и цифра пришли много позже.


Вообще, к работе в СМИ наш герой тяготел с молодости, когда ещё учился на филфаке местного пединститута, занимался фотоделом. На разных курсах учились одарённые студенты, которые потом стали журналистами. Это Владимир Никифоров, Кабдылкаир Кудайбергенов, посвятившие затем долгие годы своей плодотворной работы газете «Рудный Алтай».


– У меня сложилось так, что пятнадцать лет отслужил в системе МВД, вышел на заслуженный отдых по выслуге лет, – говорит Василий Ляпунов.


– Далее около двадцати лет работал в фотосалоне, а всё свободное время тоже отводил занятию фотографией, ездил по всей области, снимал и снимал. На сегодня собран большой архив фото и видео, а плёнку стараюсь постепенно оцифровывать, потому что в этом формате работать несравненно удобнее.


Отмечая безграничные возможности новых технологий, фотомастер, тем не менее, признаёт также, что они отнимают ощущение настоящего таинства, волшебства при проявлении плёнки, печати фотографий при красном свете в тёмной комнате. Вспоминает, как в детстве им с братьями купили самую первую фотокамеру – тогда их счастью не было предела. Тяга к фотоискусству была так сильна, что в селе Тарханка Глубоковского района ему удавалось по почте выписывать и получать из Москвы специальный журнал «Советское фото», который был доступен единицам. Может быть, именно в родном селе с красивейшей и богатой природой у Василия Ляпунова зародилось стремление разглядеть и запечатлеть всё прекрасное вокруг и сделать его максимально доступным, понятным для других.


Возможно, сегодня каждому владельцу телефона с камерой совершенно не обязательно проходить последовательно все этапы тяжкого пути познания профессионального фотодела, видеоискусства. Однако для мастера прежний опыт не только не в тягость, но и даёт несомненную фору при освоении новейшей техники и использовании её возможностей. С другой стороны, если бы всё было так просто, то почему любой встречный и поперечный не снимает на каждом шагу шедевры фото и видео? Наверное, потому, что настоящее фотоискусство – удел избранных.

Таир Сапаргалиев
Фото из личного архива Василия Ляпунова

Еще новости

Back to top button