Новый этап демократического развития
В Усть-Каменогорске на научно-практической конференции «Конституционные реформы Казахстана: новый этап демократического развития» ученые, представители Ассамблеи народа Казахстана, общественных организаций обсудили проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». Состоялся заинтересованный диалог, участники активно высказывали свою точку зрения по вопросам конституционной реформы.
Как за годы независимости видоизменялся и дополнялся главный документ страны, об этапах и особенностях конституционных реформ в 1998, 2007, 2011 и 2017 годах подробно рассказала кандидат юридических наук, доцент кафедры истории Казахстана и АНК ВКГТУ им. Д. Серикбаева Татьяна Сидоренко.
Свое видение реформ обозначил и ее коллега по кафедре, старший преподаватель Алпамыс Токсанбаев. Возникали вопросы по дальнейшей демократизации в связи с передачей полномочий Президента. Поступили предложения в проект закона от заведующей кафедрой истории Казахстана и Ассамблеи народа Казахстана Раушан Айдарбаевой, кандидатов исторических и социологических наук Нелли Краснобаевой и Элеоноры Столяровой, декана факультета инженерии, доктора технических наук Михаила Дудкина.
Как отметили участники конференции, конституционная реформа призвана повысить эффективность системы управления, создать запас устойчивости и стабильности на многие годы вперед, сбалансировать отношения между ветвями власти на конституционном уровне, значительно повысить ответственность Правительства и Парламента.
Заместитель руководителя управления внутренней политики ВКО Ирина Смит отметила особую значимость реформ и подчеркнула, что проект вынесен на всенародное обсуждение, то есть всем казахстанцам предоставлено право высказаться по изменениям и внести свои предложения. В Восточно-Казахстанской области состоялось уже более тысяч встреч, в том числе с участием сенаторов и депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
По итогам научно-практической конференции участники приняли резолюцию, сформулировали предложения по конкретным статьям Конституции, которые направят в Рабочую группу.
Специальная Рабочая группа создана распоряжением Президента Республики Казахстана. Она ведет постоянный мониторинг предложений, высказанных в ходе всенародного обсуждения, обеспечит их обобщение, доработку проекта закона с учетом результатов и внесет на рассмотрение Главе государства.
Учитывая интерес граждан Казахстана к конституционной статье 26 и возникающим в этой связи вопросам, в средствах массовой информации распространяются комментарии юристов, заключение Института законодательства Республики по новой редакции закона.
Почему предложена новая редакция пунктов 1 и 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан?
Потому что, во-первых, на территории республики наряду с гражданами страны могут находиться и проживать иностранцы и лица без гражданства. При этом законодательством закреплено соблюдение визового режима, миграционного законодательства. Пребывающие в стране лица могут иметь в собственности как движимое (деньги, ценные бумаги и т.д.), так и недвижимое (здания, сооружения, многолетние насаждения и т.д.) имущество. И оно может быть использовано в любых не противоречащих закону целях.
В этой связи, не случайно действующая редакция пункта 4 статьи 26 Конституции устанавливает, что «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности…». Данная норма предусматривает возможность наличия в частной собственности у каждого любого законно приобретенного имущества.
Наряду с этим, государство, предоставляя гарантии защиты права собственности, вправе требовать от собственника, в том числе иностранного, чтобы принадлежащее ему имущество служило общественному благу. Об этом сказано в пункте 2 статьи 6 Конституции.
Во-вторых, предложенная в пункт 1 статьи 26 Конституции поправка не означает, что иностранцы и лица без гражданства вправе иметь в собственности любое имущество в Республике Казахстан. Конституционные гарантии распространяются только на законно приобретенное имущество. Если имущество приобретено незаконным путем, то соответствующая сделка по его приобретению будет считаться недействительной, а имущество должно быть изъято.
Так, законодательными актами установлен целый ряд ограничений по имуществу, которое не может находиться в собственности иностранцев и лиц без гражданства. Такие запреты и ограничения, в частности, установлены в области средств массовой информации и телекоммуникаций, на земельные участки сельскохозяйственного назначения. В Земельном кодексе прописан однозначный прямой запрет на продажу земель сельхозназначения иностранцам и лицам без гражданства.
В-третьих, вопросы оборота земель регулируются статьей 6 Конституции, которая проектом Закона не меняется.
Замена в пункте 1 статьи 26 Конституции слова «граждане» на слово «каждый» не влечет изменение действующего правового режима права собственности на землю. Не отменяется также действие моратория на применение отдельных норм земельного законодательства до 31 декабря 2021 года.
Таким образом, предлагаемые поправки в статью 26 Конституции усиливают гарантии неприкосновенности права частной собственности.