Общество

Не всякий булыжник – камень драгоценный

Все в мире создается трудом, в том числе и произведения камнерезного и ювелирного искусства восточно-казахстанских умельцев. Сегодня по-новому начинают ценить изделия из природных материалов. Причем, все большую популярность приобретают вещи, сделанные не машиной, а вручную, будь то игрушка из глины, тапочки из войлока или подвески из камня.

Не всякий булыжник – камень драгоценный

Восточный Казахстан со своими богатыми залежами минералов и самоцветов предоставляет мастерам возможность в полную силу проявить свои таланты. К слову, еще не так давно у нас, на Востоке, было немало сувенирных мастерских и подсобных цехов, которые выпускали красивые изделия из резного камня. В частности, в Усть-Каменогорске славились своим творчеством такие камнерезы, как Николай Салуянов, Александр Ярославцев, целая семейная династия Шубиных. К этой группе примыкает директор ТОО «ЭНВИ» Виктор Переверзев из Зыряновска. В его мастерской на протяжении многих лет создают мозаичные картины, удивляющие весь мир.

Случай вывел в мастера

Живет в Усть-Каменогорске Байбулат Далентаев. Он может из горсти самых разнообразных камней сотворить произведение искусства. В его коллекции сибирский нефрит, заирский малахит из Африки, обсидиан с Кавказа, лабрадорит с Мадагаскара, яшма из Риддера, минералы из Карагандинской и Алматинской областей. Далентаев многие годы шлифует свое мастерство, с годами отработал технологию, повысил качество, улучшил эстетические характеристики изделий. Он участник городских и областных выставок, был делегатом Дней Восточного Казахстана в Астане.

О том, что мальчик из поселка Асубулак Уланского района будет видеть мир в художественных образах и станет в будущем непревзойденным мастером-камнерезом, вряд ли кто догадывался. Однажды третьеклассник Байбулат увидел в руках своего товарища прозрачный кристалл правильной формы. Этот камень запал ему в душу. Покоренный невиданной ранее красотой мальчишка стал и сам искать интересные камни. По стечению обстоятельств именно в Асубулаке, на Белогорском горно-обогатительном комбинате, открыли камнерезную мастерскую для изготовления сувениров. Материалом для изделий служили местные гранит, полевой шпат, хрусталь. Да и мастера там тоже были свои. Набрали группу из выпускников школ и отправили на учебу в Свердловское художественное училище. В числе обучающихся был и Далентаев. Так получилось, что недолго ему пришлось поработать в камнерезной мастерской. Через некоторое время, когда началась перестройка, народу стало не до сувениров. Спрос на прекрасные изделия резко упал. Мастера остались без работы.

Все дороги ведут… во ВНИИцветмет

В областном центре существовал тогда ряд мастерских – на заводе «Оютас», сувенирный участок при СЦК, где для нужд комбината изготавливались шкатулки, подсвечники, письменные наборы, камнерезный цех во ВНИИцветмете. Там выпускали женские украшения и сувениры. Работали в основном женщины, которые собирали ожерелья. Еще два человека занимались техническим процессом очистки и предварительной обработки поверхности твердых материалов.

– Вместе можно галтовать (очищать) только те камни, которые имеют примерно одинаковую твердость, вязкость и хрупкость, – поясняет Байбулат Айткалиевич. – Если это условие не выполнить, то одни камни будут почти размолоты, другие потеряют грани.

Яшму, сердолик, агат разбивали на части, просеивали через решетку. Крупные экземпляры загружали в 200-литровые бочки на три четверти, туда же засыпали шлифовочный материал и заливали воду. Барабан вращался без остановки семь суток. Затем воду сливали, вытаскивали окатыши, похожие на гальку, рассыпанную вдоль ручья, и сортировали по размеру. «Работа камнерезов тяжелая, но интересная. В этом деле важна не столько выносливость, но и умение вкладывать душу, чувствовать камень, – говорит Байбулат. – В Асубулаке камней много, прямо на обочине дороги можно, например, найти кусочки розового кварца или горного хрусталя. Детьми мы бегали на речку и в карьер, где из микроклинов вытаскивали полевой шпат. После взрывов на карьере в пустотах кварцевых жил попадались кристаллы».

Байбулат показывает шкатулку из асубулакского лепидолита, в составе которого много кварца. Когда он поворачивает изделие, поверхность шкатулки переливается, словно снег на солнце.

– За агатом ездил в район Курчатова, – рассказывает камнерез. – Там шарообразные булыжники лежат на глубине один-полтора метра в светлой, как известь, почве. Оттуда привез глубинный агат величиной с голову быка.

Самыми красивыми считает Далентаев пейзажные агаты, с множеством различных оттенков, слоев и вкраплений. Глаз мастера «видит» в разрезе камня причудливые и часто очень реалистичные картины – руины замка, лесной водоем, горный массив… Подобные камни не дробят на сувениры, их вставляют в рамку, как картину.

Вообще-то у хорошего камнереза всякий камень в ходу. Мраморный оникс идет на изготовление подсвечников, он мягкий и легко обрабатывается на станке; из самого распрос-траненного камня на Востоке габра сделана подставка; на сердоликовые колечки выбирается камень без трещин; нефрит и жадеит прекрасно смотрятся в кулонах и серьгах. Мастер показывает риддерскую зеленоватую яшму. Байбулат собрал булыжники вдоль Громотухи, где богатые месторождения цветных камней были открыты еще в 1785 году Филиппом Риддером. С тех пор яшму и брекчии привозили оттуда для изготовления колонн, пьедесталов и других сооружений. «Бухтарминским камнем» называли в XVIII-XIX веках горную часть нашего региона. На колыванских заводах из риддерской брекчии в то время изготовили вазу, которая до сих пор хранится в Павловском дворце (Санкт-Петербург). Еще одна ваза диаметром пять метров и весом 19 тонн из зеленоватой ревневской яшмы находится в музее Эрмитаж. Более тысячи поделок из риддерских яшм и брекчий по сей день украшают соборы и дворцы России и Западной Европы.

С почином в Китай

В прошлом году в составе восточно-казахстанской делегации Байбулат Айткалиевич побывал на выставке-продаже в Китае. Мастер привез в эту страну ожерелья, панно из мохового агата, природные камни. Но оказалось, что места в выделенном павильоне ему не досталось, и отправился он в «люди», прямо на базарные ряды. Объясниться по-китайски с другими торговцами он не мог из-за незнания языка. Повезло, на ярмарке были местные казахи. Торговый люд обступил камнереза со всех сторон, смотрел на товар, трогал, языком цокал… В такой неразберихе исчезли несколько «булыжников» с прилавка незадачливого устькаменогорца.

– В основном китайцев интересовали образцы камней, – объясняет Байбулат. – Они покупали все только оптом, причем сбавляли цену чуть ли не вполовину. Тогда я решил «свернуть лавочку».

Китайцы-камнерезы выре-зают драконов, делают оже-релья из нефрита, изготавливают геммы и барельефы. Нашему мастеру приглянулись разно-образные рабочие инструменты, привезенные из Китая. Байбулат сторговался за 500 юаней (15 тыс. тенге) на сверлильный станок, хоть и «бэушный», но такого у нас не купишь. Прикупил еще и алмазные сверла.

– Берут изделия те, кто разбирается и ценит натуральные камни, – говорит камнерез. – Конкурировать с Китаем тяжело. Там делают искусственные камни, они дешевле по себестоимости, и молодежь охотнее берет их.

Обратная сторона Луны

В Усть-Каменогорске при Алтайском геолого-экологическом институте также работают люди, увлеченные искусством резьбы из камня. Это профессиональный камнерез Василий Шубин и начинающий камнерез-любитель Михаил Ушаков. Чтобы создать свои шедевры, они в полевых условиях заготавливают камни и проделывают огромную подготовительную работу.

При входе в мастерскую невольно вспоминаешь бажовского Данилу-мастера. Будто в сказке, поблескивают чарующий халцедон, таинственная яшма и камень здоровья – агат. А рядом многоцветный гранит, горный хрусталь. Все углы в комнате завалены заготовками, а стены уставлены станками: отрезным, сверлильным, шлифовальным, полировочным. Когда они работают, грохот стоит неимоверный. И все же работа эта по-настоящему творческая, поскольку итог ее – произведение искусства.

– Булыжник сам по себе не представляет никакой ценности, – говорит Василий Шубин. – Но если это минерал, то красота его раскрывается, только когда сделаешь свежий скол и намочишь его водой. Рисунок, будто под проявителем, сразу выделится.

Василий Шубин делает различную сувенирную продукцию – оригинальные подсвечники, солидные настольные приборы, шкатулки любой формы и размеров и многое другое. Часто его сувениры увозят гости из стран ближнего и дальнего зарубежья – Германии, Южной Кореи, России.

Изделия Михаила Ушакова просты, но оригинальны. Еще смолоду ему нравилось обрабатывать камень. А сейчас мастер уже на пенсии и взялся творить каменную Вселенную на свой цвет и вкус. Это, прежде всего, шары. Один такой, диаметром в 12 сантиметров, он назвал «обратной стороной Луны». Кругляк тяжелый, по цвету разделен на две половины – светлую и черную, а если приглядеться, то можно увидеть на нем очертания морей и гор. Ну точно, как на настоящей Луне.

– К сожалению, – сетует Василий Шубин, – у нас мало ценителей камня.

В память о нашей встрече мастера подарили автору этих строк двойной кристалл, который должен принести финансовое благополучие и здоровье. А от Байбулата Долентаева тоже хранится у меня подарок – камень агат. Говорят, если положить его на ночь под подушку, то можно увидеть счастливые сны.

Антон Григорьев

Еще новости

Back to top button