Можно ли снизить цену на уголь?
С наступлением отопительного сезона помимо вполне резонных вопросов о надёжности теплоснабжения жители Восточного Казахстана поднимают вопрос стоимости угля, особенно в отдалённых населённых пунктах. Нередко они подозревают угольных трейдеров в обвешивании – говорят, что те отгружают меньше, чем оплатили потребители…
Проблема контроля цен на уголь для конечного потребителя не нова и не теряет актуальности. Этот вопрос выносился и на республиканский уровень. 31 января 2024 года депутаты Парламента Республики Казахстан публично озвучили данную проблему перед Правительством и Высшей аудиторской палатой. В частности, в совместном депутатском запросе вопрос был поставлен следующим образом: «Почему уголь на пути от производителя до конечного потребителя дорожает аж в три раза?! Особенно сложно в отопительный сезон сладить с такой ценой сельским жителям отдалённых районов страны».
Чтобы разобраться в нюансах обеспечения граждан углём, мы отправились за комментариями в различные инстанции, и вот что нам удалось выяснить.
– Да, действительно, мы там вопрос поднимали, что цена где-то восемь или девять тысяч тенге была за одну тонну Шебаркульского угля, а для конечного потребителя, к примеру, в Шетском районе Карагандинской области, она доходила тогда до 25 тысяч тенге, – рассказывает депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Арман Калыков. – То есть цена возрастает больше чем в два раза. Мы тогда ставили вопрос, чтобы отслеживались эти цепочки: кто сколько перевозит, какие объёмы, какая логистика – вот эти моменты мы просили, чтобы проконтролировали.
– Было проконтролировано?
– Ответ у нас был министерства торговли, министерства промышленности, что эти вопросы будут на контроле.
По словам депутата Калыкова, – к слову, дипломированного горного инженера, начинавшего свой трудовой путь подземным горнорабочим, – суть запроса была в том, чтобы расследовалась вся цепочка от производителя, добытчика угля до всех тупиков и в дальнейшем до конечного потребителя.
Итак, минул почти год. Что мы имеем?
Согласно официальной информации для борьбы со спекулянтами-перекупщиками торговля углём в Республике Казахстан выводится в публичное поле – на биржу.
Как заявлял в августе на брифинге в Астане заместитель председателя Комитета промышленности Министерства промышленности и строительства РК Турар Жолмагамбетов: «Раньше от разреза через 7-8 посредников доходил уголь до прямого потребителя, и рост цен был достаточно большой. Мы постепенно выводим продажу угля на биржу. Начинали с 10%, сейчас – 50%. Чтобы допускать туда непосредственно региональных угольных операторов без посредников».
Другой момент – планирование обеспечения углём населения. К примеру, как мы сообщали ранее, с наступлением отопительного сезона в Восточно-Казахстанской области поставка угля для населения и теплоисточников идёт по утверждённому совместно с АО «Қаражыра» и НК «Қазақстан темір жолы» графику. Реализация осуществляется 22 региональными операторами.
То есть необходимые для отопительного сезона объёмы угля, а также подвижной состав железных дорог централизованно резервируются, всё находится под надзором и контролем государства от производителя вплоть до тупика, что позволяет планировать и прогнозировать цены по всей цепочке.
– Цены на уголь для граждан в этом году будут составлять от 8 до 26 тысяч тенге за тонну, в зависимости от сорта угля и расстояния от производителя до потребителя – чем ближе к разрезу, тем дешевле, – обещал в августе Турар Жолмагамбетов.
Сегодня, спустя почти год после упомянутого выше депутатского запроса и через три месяца после обещаний Правительства, стоимость угля на местах реализации в Восточно-Казахстанской области составляет от 15 800 до 22 000 тенге за тонну, то есть всё вроде бы выдержано в анонсированных Правительством пределах.
Однако мониторинг цен от железнодорожных тупиков до потребителей, к примеру, по Тарбагатайскому району, как сообщают наши читатели, показывает другие цифры: здесь стоимость угля уже варьируется от 28 до 30 тысяч тенге.
Другой пример: по нашей информации, в Аксуате Абайской области, то есть в регионе добычи угля предприятием «Каражыра», цена для конечного потребителя может доходить даже до 32 тысяч тенге за тонну.
Принято считать, что причиной такой высокой цены является добавление к сумме ещё и объективно необходимых услуг автомобильной доставки, которая возрастает в зависимости от дальности расстояния. Но как бы то ни было, при официально утверждённой в стране минимальной заработной плате в 85 тысяч тенге такие цены на уголь для некоторых категорий казахстанцев, особенно для малоимущих, многодетных семей, пенсионеров и других представителей социально уязвимых слоёв населения, могут оказаться неподъёмными.
Что можно предпринять для снижения цен на уголь?
Первый вариант – это жёсткий государственный контроль за обеспечением граждан топливом. И, как уже было сказано, от разреза до тупика этот контроль выстроен. Но остаются ещё перекупщики и трейдеры на тупиках и в населённых пунктах, плюс владельцы грузовиков, которые зарабатывают на доставке. И если за посредниками ещё есть какой-то присмотр, то водители работают в рыночных условиях: если для них не будет выгодно перевозить – уголь останется в тупиках.
Второй вариант – субсидирование. Он тоже подразумевает помощь от государства.
Кстати, на прошлой неделе Сенат Парламента Казахстана вернул на доработку одобренный ранее Мажилисом проект бюджета на 2025–2027 годы, который, по словам депутатов, можно уверенно называть «социальным».
– Цифры такие приводились, что социальная часть нашего бюджета – это порядка 38, по-моему, процентов, это социально ориентированная часть, – уточнил Арман Калыков. – 38 процентов идёт у нас на поддержку социальных инициатив, то есть на пенсии, выплаты, всевозможные пособия.
Можно только порадоваться тому, что государство заботится о гражданах и выполняет свои обещания.
Но вернёмся в ВКО. Сегодня в Усть-Каменогорске отпускная цена угля составляет
15 800 тенге за тонну, социальный уголь доступен по цене 15 300 тенге. Разница невелика, но оплачивается она из бюджета. И на него же ляжет дополнительная нагрузка, если государством будет принято решение о дополнительном субсидировании.
Что для этого требуется?
– Насколько я знаю, местные исполнительные органы могут такие инициативы организовывать. Если будет необходимость, конечно же, – комментирует Арман Калыков. –
Я так понимаю, она есть, эта необходимость. Ну, я думаю, мы готовы рассмотреть эти инициативы от местных исполнительных органов для поддержки именно социально уязвимых слоёв населения.
Пока такие инициативы в ВКО не прозвучали. Но впереди долгая зима, которая покажет, насколько останется востребован уголь по нынешним ценам.
Андрей Дудник
Фото Маргарита Малышева