Магия личности Сакена Сейфуллина
Сакену Сейфуллину суждено было родиться на самом стыке двух тысячелетий – XIX и XX веков – и прожить необыкновенно яркую и насыщенную жизнь, по-настоящему творить на ниве поэзии и прозы в непростой переломный момент совершенно разных эпох, общественно-политических формаций.
На примере его насколько трагической, настолько же и счастливой жизни можно убедиться в справедливости мудрого китайского пожелания не родиться и не жить в эпоху глобальных перемен. Пламенный поэт и талантливый литератор относился к редкой породе людей, которые сумели одновременно воплотить в своей личности два, казалось бы, абсолютно несовместимых начала – несомненный талант государственного деятеля самого высокого масштаба и незаурядное литературное дарование. Более того, на творческом поприще Сакен Сейфуллин заявил о себе ещё и как об одарённом функционере, ведь именно он стал основателем Союза писателей Казахстана.
Хотя как знать, может, именно тектонические сдвиги, как в общественно-политической жизни, так и в творческой сфере, высекали те самые искры и разжигали пламя, в котором словно кипящий металл получили необходимую закалку сердце и душа писателя и видного государственного деятеля.
Быть может, именно события планетарного масштаба на рубеже веков и вынесли Сакена Сейфуллина на вершину государственной власти, а также на гребень всенародной известности, славы, в то же время неизбежно вызывая у иных диаметрально противоположные чувства. На политическом Олимпе и литературно-поэтическом Парнасе подобные явления соседствуют по определению и никак не могут обходиться друг без друга. Другое дело, что нелёгкое бремя власти и тяжелейший венец творческого признания способны нести на себе только по-настоящему сильные, достойные, талантливые личности, поскольку другим там не место.
МАСШТАБ ЗВЕЗДЫ
Если классики казахской литературы называли Шокана Валиханова промелькнувшим метеором в знак особенного признания его места и роли в истории народа, то Сакена Сейфуллина по аналогии с сегодняшней табелью о рангах в современном обществе можно было бы причислить к медийной персоне и даже звезде первой величины. Это был человек невероятной харизмы, классической мужской красоты, внешнего и внутреннего обаяния. Впрочем, и эта метафора по отношению к фигуре политического деятеля и классика казахской литературы выглядела бы очень блёкло, не передавая масштабы его личности и творческого дарования.
Принято утверждать, что политика – это искусство возможного, да и соответствующая конъюнктура в ней весьма переменчива, впрочем, как и на творческом поприще. Посмеем взять на себя смелость и предположить, что политические взгляды, принципы, гражданская позиция Сакена Сейфуллина, творческое наследие достойно выдержали нелёгкую проверку временем и неподвластны ревизии. Его роль в будущем политическом устройстве, создании основ государства, формировании первого творческого Союза писателей и поэтов Казахстана является настолько важной, что остаётся неоспоримой даже через годы и века, при любых политических формациях.
Представители гуманитарной сферы хорошо знакомы с творчеством Сакена Сейфуллина. В частности, филологи и журналисты сначала в рамках школьной программы изучали его повести и романы «Тернистый путь», «Вагон смерти атамана Анненкова», а также стихи и поэмы. Позднее творчество Сакена Сейфуллина более детально разбирали по университетскому курсу отечественной литературы и поэзии, журналистики.
Между тем, как оказалось, автор этих строк даже не подозревал, что в реальности его первое знакомство с творчеством классика состоялось гораздо раньше – ещё в далёком детстве…
«НАРОДНОЕ» ТВОРЧЕСТВО
Когда речь заходит о «народности» литературы и поэзии, то первым делом это воспринимается как научная формулировка из теории литературы, но в жизни всё обстоит совершенно иначе, в чём мы убедились на собственном опыте. Так, на рубеже 1960-70 годов у родителей была очень популярна песня под названием «Тау iшiнде», которую пели взрослые в семейном кругу, в гостях, на праздничных мероприятиях, кроме того, звучала она со сцен сельских клубов, домов культуры, по радио, телевидению.
«Кто написал стихи, а кто переложил их на музыку? Мы об этом как-то не задумывались, – говорили тогда взрослые люди. – Да и какая нам от этого разница, самое главное, что песня нам нравится. Значит, она просто народная».
Вот вам и гениальное объяснение формулировки «слова и музыка народные». Потому что они имеют хождение в народе, поются по-народному. И разве может быть более высокая оценка для автора таких стихов и музыки? Тем более что даже в наши дни ещё сохранились записи исполнения той песни на телевидении, в частности одним из известных певцов и домбристов Кайратом Байбосыновым.
Каково же было наше всеобщее изумление, когда спустя много десятков лет мы обратили вдруг внимание на то, что автором стихов является никто иной, как знаменитый и неподражаемый Сакен Сейфуллин. Песня на его стихи пережила самого автора, поскольку люди, увы, не вечны, а композиция преодолела годы и расстояния и по сей день не прощается с нами.
Всем этим мы делимся с читателями по случаю 130-летия со дня рождения Сакена Сейфуллина, который появился на свет в кочевом ауле Нильды Акмолинского уезда (ныне – Жанааркинский район области Улытау) 15 октября 1894 года. Если его короткая, но яркая жизнь прошла на рубеже XIX и XX веков, то неувядаемое творчество в виде поэтического и музыкального наследия преодолело век прошлый и уверенно перешагнуло в третье тысячелетие. Как говорил один из политических деятелей, политики приходят и уходят, а поэты и писатели остаются, потому что оставляют после себя творческое наследие. Они живут уже в памяти народа «самостоятельной жизнью».
ЦВЕТ НАЦИИ
В мужском сообществе не принято фокусировать излишнее внимание на внешних данных человека, но в народе неизбывна традиция давать благословение – бата – по любому заслуживающему внимание поводу. Наши современники назвали бы такую практику, уходящую корнями в глубокую древность, настроем на позитив, когда все благие мысли и пожелания имеют свойство материализовываться. Поэтому в наши дни обычно желают долгих лет жизни, как у незабвенного Жамбыла, мудрости, как у достопочтенных биев – «степных» судей, и красы внешней и душевной, как у Сакена. Отсюда – негласное признание его внешних данных как своеобразного эталона мужской красоты.
Народное признание – превыше всего. Его не превзойдёт никакая реклама или раскрутка, и даже очень изощрённые маркетинговые ходы, пиар-технологии, способные обеспечить лишь временный и обманчивый успех.
Доподлинно известно, что Сакен Сейфуллин был человеком широких взглядов, общался с известными политическими деятелями вплоть до Ленина, бывал в Москве, не ограничиваясь узкими рамками родной республики. Поэтому совсем не удивительно, что он попал под жернова политических репрессий, как и многие другие земляки, составлявшие тогда цвет нации.
ТЯГА К ЗНАНИЯМ
В автобиографических произведениях писателя можно обратить внимание на тягу к знаниям, желание и стремление постоянно учиться, познавать всё новое и учить других всему, чему научился сам. Его стихи зовут в новое светлое будущее, где-то перекликаясь с известным произведением Максима Горького «Песнь о Буревестнике». Совершенно по-новому звучит сейчас поэма Сейфуллина «Кокшетау», в которой мы узнаём сакральные для всех казахстанцев места – посёлок Бурабай и гору Окжетпес, – легенды и предания, связанные с ними и имеющие при ближайшем рассмотрении явную историческую подоплёку.
На стыке тысячелетий северная столица в лице Астаны превратилась в признанный центр политики, экономики, финансов, культуры и спорта, находясь в непосредственной близости от тех самых памятных мест, о которых проникновенно писал Сакен Сейфуллин в своей поэме. Писатель и поэт словно предугадал будущее – энергетику заповедных мест, центра и места силы, куда стремятся туристы и гости из самых разных государств мира после знакомства со столицей.
Возвращаясь к истокам творчества Сакена Сейфуллина, исследователи отмечают, что его родители тяготели к искусству, музыке, устному народному слову, айтысам, и дети росли в такой среде, где были в почёте история и культура.
В упомянутой песне всадник верхом на лошади едет по ущелью среди гор, напевая про себя и во весь голос, но знает об этом только одна женщина с чёрными глазами, сладкими речами, которая ждёт его в конце долгого пути. Этой песней передана широта народной души, ощущение покоя, счастья, безмятежной жизни, красоты окружающей природы, чего будет так не хватать автору в трагические революционные и довоенные годы.
Таир Сапаргалиев
Фото Zharar.com, Wikimedia.org