Общество

Каким будет зимний мост

На строительстве моста через Иртыш очередной важный этап – подготовлен к надвижке на береговую опору правого берега так называемый аванбек – первый 60-метровый металлический короб верхней половины моста.

Каким будет зимний мост

Опытный автокрановщик Юрий Муравьев подает сегодня на верх русловой опоры необходимую оснастку для того, чтобы огромная стальная конструкция весом в сотни тонн могла медленно перемещаться к береговой опоре. Юрий когда-то работал в нашем местном мостоотряде. Предприятие закрылось. И он пришел в МО-25 на строительство моста через Иртыш. Возможно останется трудиться в этой организации и дальше. Ведь работа здесь организована вахтовым методом. Монтажник Евгений Лопатин завершает установку надвижечного агрегата. Он тоже устькаменогорец. Местных тружеников здесь более 70 процентов.

– Полностью завершить надвижку этой половины моста на русловые и береговые опоры планируем к первому ноября, – говорит руководитель стройки, инженер МО-25 Александр Игнатов. – Далее здесь будет запущено автомобильное движение по направлению в город. В таком состоянии мост и станет эксплуатироваться зимой. То есть на половине, которая ниже по течению Иртыша, как и сейчас будет движение из города. На половине выше по течению, на котором начинаем надвижку, начнет осуществляться движение в город. Совместно с властями областного центра решено, что в зимний период соединять две половины сооружения не будем. В холодное время года не спеша демонтируем остатки старого моста и основательно подготовимся к поперечной надвижке. В теплое время года поперечную надвижку сделаем быстрее и качественнее, что в интересах Усть-Каменогорска.

Выясняем, что теперь, когда мост представляет собой мощное цельнометаллическое инженерное сооружение, он выдержит самый высокий класс нагрузки. Что называется, хоть железнодорожные эшелоны пускай. Общая его ширина составит 28 метров, длина – 320, что надежно обеспечит двустороннее шестиполосное движение через Иртыш. Дорожных стыков на всем его протяжении не будет – сплошной асфальт. На береговых же опорах он соединится с дорогой при помощи современных деформационных швов Маура. Если железо при нагревании расширяется, то данные швы наоборот, нагреваясь, сужаются. При охлаждении железо сужается, а швы Маура расширяются. Таким образом будет достигнута гармония моста и дороги. Хотя махина во время эксплуатации станет расширяться-сжиматься на величину до 15 сантиметров.

Мы уже рассказывали о том, что субподрядчики у алматинского МО-25 наши восточно-казахстанские предприятия. К примеру, металлоконструкции для моста готовит известное ТОО «Имсталькон».

– Качество изделий усть-каменогорские металлисты обеспечивают надлежащее, – дает оценку стальным конструкциям Александр Игнатов. – Город также поставляет 100-процентный объем бетонных изделий. Здесь главные партнеры – железобетонный комбинат, Шыгыс-бетон. Цемент используется бухтарминский. Естественно, осуществляется постоянный независимый лабораторный контроль. Это и понятно. В сооружении около пяти тысяч тонн металлоконструкций, более двух тысяч кубометров бетона. Качество должно быть безупречным. А бюджет проекта составляет порядка шести млрд тенге.

Вот ведет сварку металлических блоков короба сварщик высокой квалификации Нургали Ергараев. Затем сварочные швы проверяет с помощью рентгеновских лучей и специальных импульсов независимая лаборатория, о чем составляется документ. Но мало только проварить соединения. На стыке блоков сооружение укрепляется и мощными болтовыми соединениями, которых на каждом блоке насчитывается 63. Да и как иначе, если строят мостовое сооружение примерно на сто лет вперед. Этот мост увидит XXII век.

…По верху нескончаемым потоком идет транспорт. А внизу, среди порушенных конструкций сильно ощущается, что значит разворотить сложное инженерное сооружение. Но работают бутобои, экскаваторы, погрузчики, транспортные средства. Интересно, что управлять погрузчиком Барлык Камзанов приехал из Урджарского района. А сварщик Александр Даникер проживает в поселке Алтайский. Он работал в шахте, затем состояние здоровья не позволило заниматься подземной сваркой. Показал мастерство здесь и был принят на работу. Сегодня он тоже занят на подготовке комплектующих, необходимых для продольной надвижки.

Нельзя не сказать о том, что некоторые коррективы внес повысившийся уровень воды в реке Иртыш. Но еще к весеннему паводку рабочие подняли уровень строительной площадки, дав реке 100 метров свободного пространства. Этого достаточно, чтобы пропускать поток воды в 1900 кубометров в секунду.

Еще раз обратим внимание на тот факт, что зимой две половины строящегося моста не соединят. Но автомобильное движение по ним не прекратится. Те же шесть полос в две стороны. Усть-Каменогорск от этого выигрывает потому, что для стройки теплое время года всегда лучше, чем холодное. За зиму же строители тщательно подготовятся к очень ответственной поперечной надвижке.

«Рудный Алтай» намерен информировать своих читателей о дальнейшем ходе строительства нового моста.

Владимир Никифоров

Еще новости

Back to top button