Общество

Иммунитет против обмана и мошенничества

В период экономического кризиса и нестабильности финансового рынка все больше потребителей предъявляют жесткие требования к качеству товаров и услуг. Такое явление в сложившихся условиях конкуренции, когда продавцу приходится буквально бороться за каждого покупателя, стало аксиомой. В этой гонке некоторые бизнесмены прибегают к обману и мошенничеству. Как быть клиенту, если купленная вещь не оправдала надежд, а полученная услуга оставляет желать лучшего?

Иммунитет против обмана и мошенничестваВ новый год жительница Усть-Каменогорска Алуа Акаева вступила с обновленным интерьером. Она недавно сделала в квартире ремонт. Не успела женщина вдоволь насладиться уютной обстановкой, как выяснилось, что в их доме будут менять систему отопления. Такому решению горожанка не противилась.

Более того, заранее оплатила требуемую от нее сумму. Как говорится, все бы ничего, если бы не одно но…. В результате неправильно проведенного ремонта системы теплоснабжения в квартире Акаевой произошел потоп. Недолго думая, женщина обратилась в Центр по защите прав потребителей.

– Мы направили владельцу фирмы, занимавшейся заменой труб подачи тепла, досудебную претензию, провели независимую экспертизу, которая определила сумму нанесенного ущерба, – говорит председатель Восточно-Казахстанского областного общественного объединения «Центр защиты прав потребителей «Алтын Альянс» Назгуль Сейтханова. – С предоставленными документами, фактами хозяйка горе-компании не согласилась. Сегодня готовим дело в суд.

Аналогичных примеров, когда люди становятся жертвами недобросовестных ремонтников квартир или частных домов, у ВКООО «ЦЗПП «Алтын Альянс» не так много. У организации, существующей более десяти лет, куда больше обращений, связанных с некачественными товарами.

Обувь с сюрпризом

На новогодние праздники Мадина Асылбекова решила подарить сыну хорошие ботинки. Обежав несколько магазинов, торговых центров, остановила свой выбор на симпатичной паре обуви. Клятвенные слова продавщицы о том, что она кожаная, турецкая, только подкрепили решение покупательницы. Отсчитав 17500 тенге, клиентка довольная ушла домой, но уже через несколько дней вернулась обратно, правда, с подпорченным настроением.

– По словам клиентки, новую обувь сын надел всего два-три раза и только на выход, – рассказывает Н. Сейтханова. – Каково же было ее разочарование, когда она увидела лопнувшую подошву ботинка. Что делать? Попросила продавца обменять их на новые, а лучше всего – вернуть деньги. Вместо этого хозяйка бутика втайне от покупательницы отдала обувь в ремонт.

Узнав об этом, клиентка и вовсе разозлилась. Решила забрать свои 17500 тенге. На что получила грубый отказ. Женщина обратилась в ВКООО «ЦЗПП «Алтын Альянс». После долгих разбирательств выяснилось, что причина, из-за которой лопнула подошва, – фабричный брак. В этом деле еще не поставлена точка, но уже сегодня Мадина уверена, что правда и справедливость на ее стороне.

– В Законе Республики Казахстан «О защите прав потребителей» говорится, что покупатель имеет полное право на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг надлежащего качества и безопасных для его жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, – отмечает собеседница, – а также на получение полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и об их продавцах (изготовителях, исполнителях). Вот почему так важно даже при покупке хлеба требовать фискальный чек, с помощью которого в последующем можно будет обменять некачественный товар или продукт в течение четырнадцати дней.

В случае если отсутствуют чек или какой-либо другой документ, свидетельствующий о приобретении вещи именно у данного предпринимателя, помогут свидетели, находившиеся рядом с вами во время приобретения товара. Однако таковыми не являются родственники потребителя.

Обвести вокруг пальца

Неделю назад Саяхат Катранов решил купить ноутбук. Учитывая возросшие цены даже на товары первой необходимости, он не надеялся найти подходящий недорогой компьютер. Но, не зря говорят, тот, кто ищет, всегда найдет. Он увидел ноутбук за 79990 тенге. Ознакомившись с ценником, понял, что на ноутбук уже установлена операционная система. Однако на кассе выяснилось, что за ее активацию следует заплатить еще 7500 тенге.

– За что? – недоумевал клиент. – Ведь согласно ценнику операционная система уже установлена, значит, она активна. Я могу включить компьютер и начать работать. Если при покупке товара нужно нести еще дополнительные траты, почему об этом ничего не сказано в ценнике? А в конечном итоге просто не выведена общая стоимость вещи?

Так называемую практику дополнительных трат сегодня можно наблюдать во многих магазинах. Неполная информация о товаре играет на руку многим продавцам. Согласитесь, покупателю, который стоит возле кассы и вот-вот уже готов расплатиться за выбранную вещь, как минимум неловко отказываться от покупки. Ему ничего больше не остается, как согласиться с условиями продавца.

– Согласно статьи 159 Кодекса Казахстана «Об административных правонарушениях», введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, влекут штраф для физических лиц в размере до трех, для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей – в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей, – говорит Назгуль Сейтханова. – То есть бизнесмену-обманщику, в случае доказательства его вины, грозит 10605-21210 тенге штрафа.

Честно говоря, способов обвести потребителей вокруг пальца – пруд пруди. Здесь уже пора придумывать своеобразную книгу рекордов относительно того, кто на что горазд в борьбе за клиента. Продажа бытовой техники по частям, наверное, вошла бы в тройку лидеров.

В конце прошлого года Марина Бочкарева из Зыряновска приехала в областной центр. Пользуясь случаем, хотела выбрать для мамы электрическую плиту.
Осмотрев разнообразный ассортимент, подошла к самой дешевой, но на ней отсутствовала крышка, хотя место для ее крепления на приборе было предусмотрено. Смотрит, а она рядом с электроплитой стоит.

– Товар бракованный? – поинтересовалась покупательница у менеджера.

– Да. Крышку можете приобрести отдельно.

В этот момент продавец показал на ту самую недостающую деталь, что разместилась на полу. Для пущей наглядности, что именно она подойдет, ее даже примерили на электроприбор. Подошла, как родная. Конечно, может и неправильно предполагать, что части от одного товара продаются отдельно друг от друга, но все же это так.

– Случаев обмана (обвес, обмер) в Восточном Казахстане – целый вагон и маленькая тележка, – говорит председатель ЦЗПП «Алтын Альянс». – Некоторые клиенты ищут справедливости, другие просто хотят вернуть свои деньги. Есть, конечно, люди, которые отмахиваются рукой даже тогда, когда пострадали от обмана или мошенничества. Наша задача – помочь одним, а другим – разъяснить их права.

Выигранные в судебных инстанциях дела вселяют надежду, что правду найти и добиться можно. Нужно только захотеть.

Жертва, открой свое личико

Недавно сотрудники прокуратуры Астаны составили социальный портрет жертвы мошенничества и обмана. Как правило, это люди в возрасте 25-55 лет. Они чрезмерно доверчивые и невнимательные.

– Еще один штрих к портрету – правовая неграмотность потребителей, – добавляет Назгуль Сейтханова. – Как правило, обманщики – хорошие психологи, а некоторые продавцы ввиду своей специфичной работы уже настолько стерли границы дозволенного, что ложь для них становится обыденным делом.

Чтобы не стать жертвой обмана, будь то в магазине или автосервисе, кафе или железнодорожной кассе, главное – досконально интересоваться приобретаемым товаром (сроки годности, условия хранения и применения, потребительские свойства), получаемой услугой и т.д. Чем больше вы знаете, тем труднее вас обдурить. По информации, опубликованной на сайте Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана, также следует убедиться в качестве, комплектности, весе, объеме, количестве, размере приобретаемого товара (работы, услуги). Главное в этих процедурах – просить чек или другой товарный документ, подтверждающий факт приобретения товара (работы, услуги) у данного продавца (изготовителя, услугодателя). При этом покупатель должен использовать товар в соответствии с его потребительскими свойствами (по назначению).

Насихат Оркушпаева

(По просьбе некоторых героев их имена и фамилии изменены)

Еще новости

Back to top button