Готовим педагогов версии 2.0
По статистике в Казахстане проживают более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в инклюзивном образовании. Только в Усть-Каменогорске обучаются
2 010 особенных детей. Эти цифры говорят о необходимости просвещения общества в сфере инклюзии, а также о необходимости масштабирования усовершенствованной модели учителей – педагогов-ассистентов, которые выстраивают не только учебный процесс, но и помогают подопечным в социализации и адаптации.
Именно такие цели поставили перед собой авторы курса повышения квалификации для педагогов-ассистентов по сопровождению особенных детей Рауан Байчинов и Алима Алипова. Свой курс для развития профессиональных компетенций педагоги Восточно-Казахстанского университета имени С. Аманжолова презентовали недавно, но с сентября уже обучили по нему 53 педагогов общеобразовательных школ.
Месячная программа курса предусматривает лекции по пяти модулям, практические занятия, самостоятельную работу и защиту курсового проекта. Для лучшего понимания темы предусмотрены обсуждение и рефлексия, работа с документацией, занятия в малых группах.
По словам авторов, по окончанию обучения «педагоги 2.0» будут владеть методами комплексного обследования возможностей ученика, технологиями составления индивидуальных развивающих программ, знать основы положений международной и отечественной нормативной базы, разбираться в документации психолого-педагогического сопровождения и т. д.
– Ни для кого не является секретом сегодняшняя плачевная статистика детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому в школах активно внедряется должность педагога-ассистента. Это мировой опыт. Обучая новых учителей, мы стремимся на своём уровне трансформировать систему казахстанского образования, – рассказала руководитель Центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» Алима Алипова.
Курсы проходят на базе ВКУ имени С. Аманжолова. Университет зарекомендовал себя как уникальная платформа эволюционного взгляда на инклюзивное образование, где разрабатывают специализированную мебель, внедряют умные технологии и авторские методики работы с особенными детьми.
– С сентября нами выпущено два потока педагогов. Сейчас идёт набор на третий. Нас радует, что количество желающих постоянно растёт. Это говорит об осознанности, трудолюбии и понимании сложившейся ситуации. К слову, педагогом-ассистентом может стать любой человек, имеющий педагогическое образование, – отметил сеньор-лектор кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ Рауан Байчинов.
Одна из первых слушательниц курса, воспитательница предшкольного класса Роза Мухашова вспоминает, как впервые за 28 лет стажа задумалась о необходимости новой специализации.
– Я достаточно проработала в образовании. На моём счету сотни учеников и достаточно опыта, но учиться и становиться лучше никогда не поздно. Недавно в мой класс пришёл ученик с задержкой речи. Тогда я поняла, что это особые условия, при которых мне нужно проявить себя по-другому. Я просто обязана, иначе зачем мне называться профессионалом? – поделилась Роза Мухашова.
Она признаётся, что курсы педагога-ассистента проходила впервые и испытывала определённое волнение от предстоящего неизведанного. Но атмосфера в вузе и коллективе была доброжелательной, что очень располагает к обучению.
– Сами занятия проходили интерактивно. Каждого из нас активно вовлекали в дискуссию, давали нам необходимые материалы. Сейчас я стала применять изученные методики на своём ученике. Прошло не так много времени, но я уже замечаю, что он стал более открытым. Ещё не разговаривает, но хорошо меня понимает, а значит, слушает. Между нами установлен контакт. Я верю, что со временем мой особенный ученик заговорит, – подытожила Роза Мухашова.
Дана Нагиева
Фото ВКУ им. С. Аманжолова