Государственный аудит на страже бюджета

О чем новый Закон «О государственном аудите и финансовом контроле», каковы результаты работы ревизионной комиссии за прошлый год, какие нарушения лидируют, кто провинился больше всего? Обо всем этом нам рассказал председатель Ревизионной комиссии по Восточно-Казахстанской области Серикказы Уразалиев.
– Чем обусловлено принятие новой системы государственного аудита?
– 12 ноября прошлого года Глава государства Н. НАЗАРБАЕВ подписал Закон «О государственном аудите и финансовом контроле». Закон был принят на основе утвержденной Указом Президента в 2013 году Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, которая в свою очередь была принята в соответствии с реализацией Послания Главы государства «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Важность принятия данного закона была обозначена в послании «Нұрлы жол» и Плане нации, в связи с чем кардинальные поправки были внесены в рамках 93 шага Плана нации, где внимание акцентировано на внедрении в стране новой системы государственного аудита на основе мирового передового опыта. До вступления в силу закон прорабатывался более трех лет.
– Что нового в законе?
– Закон систематизирует взаимоотношения органов, которые будут задействованы в государственном аудите: это Счетный комитет, ревизионные комиссии в областях, комитет финансового контроля и службы внутреннего аудита. Самое главное – закон позволит предотвращать возможные нарушения в сфере финансов и бюджета, способствует анализу причинно-следственной связи между совершенными правонарушениями и их профилактикой в будущем.
Целью государственного аудита является повышение эффективности использования бюджетных средств и управления государственными активами.
Нарушения разделены на финансовые и процедурные. Другими словами, повлекшие или не повлекшие необоснованное расходование бюджетных средств. В зависимости от субъекта, государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний. Основная задача внешнего аудита – анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами для обеспечения качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны. Внутренний аудит будет проверять достижение объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах системы государственного планирования, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства. Закон предусматривает требования к проведению государственного аудита и финансового контроля, что очень важно для систематизации работы контролирующих органов. Особое внимание аудиторов будет уделено рекомендациям по совершенствованию деятельности объектов контроля, выявлению недостатков, способствующих совершению правонарушений. В целом, государственный аудит будет не просто констатировать те или иные несоответствия, а выявлять причины, резервы и потенциал использования государственных финансовых ресурсов с большей отдачей, эффективностью.
– В чем будет заключаться работа ревизионной комиссии?
– Произошли изменения в компетенции ревизионной комиссии как органа, осуществляющего внешний государственный аудит, изложенные в статье 13 закона. Ревизионная комиссия в пределах соответствующей административно-территориальной единицы будет осуществлять аудит эффективности, соответствия, а с 2019 года – аудит консолидированной финансовой отчетности местного бюджета, администраторов бюджетных программ и государственных учреждений. Также ревизионные комиссии будут проводить последующую оценку в ходе государственного аудита исполнения закона (решений маслихатов) о бюджете за отчетный финансовый год для определения соответствия фактических показателей исполнения бюджетов показателям, утвержденным соответствующим законом (решениями маслихатов) о бюджете, полноты и своевременности исполнения его показателей, годовых отчетов об исполнении бюджетов, отчетности администраторов бюджетных программ в целях установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета, эффективности использования средств, активов государства. Для надлежащей реализации норм закона проведение аудита будет осуществляться сертифицированными аудиторами.
– Каковы итоги проведенных контрольных мероприятий за прошлый год?
– За 2015 год ревизионная комиссия по ВКО провела 36 контрольных мероприятий на 430 объектах с охватом объема средств на 91,1 млрд тенге. Общая сумма выявленных нарушений за отчетный период составила 30,6 млрд тенге, или 33,6 процента от объема охваченных средств, из которых финансовые нарушения – 22,0 млрд тенге, нарушения при поступлении средств в бюджет – 0,7 млрд тенге, нарушения порядка выполнения процедур – 6,2 млрд тенге, неэффективное использование бюджетных средств – 1,4 млрд тенге, прочие нарушения – 0,3 млрд тенге. По итогам проведенных контрольных мероприятий объектами устранены выявленные нарушения и недостатки, восстановлены (возмещены) 13,1 млрд тенге.
– По каким городам и районам дана оценка исполнению бюджета? В каких сферах выявлено больше всего нарушений?
– Контролем оценки исполнения местного бюджета в городах Риддер, Курчатов, а также Курчумском, Абайском, Бескарагайском и Урджарском районах выявлены факты недостаточного принятия мер по проведению бюджетных и финансовых процедур, приведших к нарушениям бюджетного и иного законодательства РК на 19,9 млрд тенге. На объектах контроля установлены факты необоснованного выделения средств, размещение государственного образовательного заказа в школах и детских садах без установленного размера в расчете на одного ребенка, нарушения ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, законодательства РК о государственных закупках. В сфере образования области контролем охвачены 112 объектов, по итогам которого установлено завышение бюджетных ассигнований, нарушения по оплате труда, допущение дебиторской задолженности, нецелевое использование бюджетных средств, искажение бухгалтерской отчетности, не должное исполнение требований законодательства при использовании целевых трансфертов, проведение текущего ремонта вместо капитального на 3,1 млрд тенге. Так, например, было в КГУ «Школа-гимназия № 43 имени К. Нургалиева» и КГУ «Средняя многопрофильная школа № 37» акимата города Усть-Каменогорска. Там целевые трансферты из республиканского бюджета в сумме 35,7 и 36,8 млн тенге соответственно использованы на оплату услуг по проведению текущего ремонта, что свидетельствует о нецелевом использовании. Из-за недостаточного контроля со стороны государственных органов, являющихся органами управления квазигосударственного сектора, бюджетные средства в 20 проверенных государственных предприятиях расходовались с нарушением законодательства РК на сумму миллиард тенге. В большинстве случаев конечные результаты по государственным услугам и заданиям не достигнуты. В КГП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник» работы на общую сумму 272,1 млн тенге (обустройство асфальтированной дороги, водопропускного сооружения, ремонт проездов и площадок, устройство водного каскада, благоустройство пляжа на территории зоны отдыха, прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, установка ограждения, текущий монтаж трансформаторных подстанций, шкафов управления, электроснабжения, электроосвещения и установка трансформаторной подстанции, проведение сантехнических работ, проведение ремонтно-реставрационных работ памятников, находящихся под охраной государства) выполнены без проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.
По итогам контроля отмечено, что органами управления проводится недостаточная работа по эффективности используемых активов подведомственными организациями. Выявлены неиспользуемые основные средства (оборудование, инвентарь, техника и т.д) на сумму 728 млн тенге. К примеру, в отделе предпринимательства и сельского хозяйства Жарминского района техника для перевозки скота (автоскотовоз) и передвижное устройство с гидравлическим погрузчиком (для сжигания трупов животных и биологических материалов), полученная в феврале 2015 года на сумму 29,1 млн тенге, не используется в связи с несвоевременной регистрацией в государственной автоинспекции.
Также по реализации Программы развития территорий Усть-Каменогорска, Тарбагатайского, Жарминского и Зыряновского районов установлены факты несоблюдения требований, утвержденных нормативно-правовыми актами.
По итогам контроля в правоохранительные органы для принятия процессуальных мер направлено 12 материалов, к дисциплинарной ответственности привлечено 359 должностных лиц, к административной – 60 на сумму 10,3 млн тенге.


