А теперь горбатый!
Александр Чугунов из Усть-Каменогорска души не чает в своем стареньком горбатом «Запорожце». Несмотря на то, что автомобилю уже 55 лет, хозяин говорит, что ни за что не променяет его даже на современную машину. Раритет находится в отличном состоянии и, по словам владельца, ничуть не уступает современным иномаркам.
Александр Иванович с гордостью показывает свою машину. Досталась она ему довольно необычным способом – друг подарил на день рождения. Правда, чтобы привести в чувство старожила советского автопрома, потребовалось пять лет. За это время новый владелец полностью перебрал двигатель и ходовую часть. Благо, профессия позволяет – 37 лет водительского стажа на пассажирских автобусах.
– Заменил поршневую часть двигателя, коленвал, – рассказывает Александр Чугунов. – Ходовая часть сейчас в отличном состоянии, не люфтит. Пришлось поставить сиденья от «Жигулей» – вот и весь ремонт.
Зато сейчас от зевак у хозяина нет отбоя. Машина вызывает пристальный интерес абсолютно у всех. На ее фоне делают селфи и коллективные фотографии. Молодежь теряется в догадках, что же за марка у этого забавного средства передвижения. Люди постарше сразу определяют в нем ЗАЗ-965, в просторечии его когда-то называли «горбатый» за округлую форму. Советский автопром выпустил несколько миллионов экземпляров этих машин. Вот только до наших дней дожили единицы. Запчастей на них в Усть-Каменогорске днем с огнем не найдешь, приходится все заказывать с Новосибирской барахолки. Но, несмотря на довольно потешный вид, малолитражка была сделана на совесть. Она практически не ломается.
– Еду недавно по трассе, меня обгоняет джип, – смеется Александр Иванович. – Краем глаза смотрю – что-то в нем не то творится. Девушка на заднем сиденье опустила стекло и снимает меня на сотовый телефон. Ну и вообще, когда я еду, люди мигают фарами, сигналят, приветствуют как могут. Приятно, конечно, что у меня такая редкая машина, которая вызывает такой повышенный интерес.
На спидометре пробег всего 46 тысяч километров. Машина, по сути, всего лишь прошла обкатку. Александр Иванович навел справки и выяснил, что это вполне реальная цифра. Прежним владельцем был инвалид, который ездил немного, да и то только по городу. Кстати, еще совсем недавно на улицах Усть-Каменогорска хотя и редко, но все же попадались собраться. Но в последнее время Александр Иванович перестал встречать двойников на дорогах. Видимо, даже советское качество не выдержало проверки временем и такой автомобиль остался один.
– Преимущества этой машины в том, что она очень маленькая по размерам, — говорит Александр Чугунов. – Поэтому нет никаких проблем с парковкой. Можно встать туда, куда ни одна современная иномарка просто не войдет. Расход топлива у нее тоже очень маленький – всего
6 литров на 100 километров. Есть небольшая проблема с дверками. За все это время они немного разносились и нужно прилагать некоторое усилие, чтобы их захлопнуть.
Среди минусов хозяин также назвал воздушное охлаждение. Конструкторы в то время не слишком заморачивались по поводу ноу-хау. Ведь нужно было сделать массовый и недорогой автомобиль. В результате получилось, что двигатель охлаждается за счет притока воздуха через специальные заборники по бокам. В народе их сразу же прозвали «жабрами». Если в городе «жабры» действовали безотказно, то на дальней трассе, особенно в жару, двигатель начинал перегреваться. Поэтому владельцы «Запорожца» вынуждены были периодически останавливаться и давать мотору остыть.
– Меня эта машина полностью устраивает, – делится хозяин. – Я уже приспособился к ее конструкционным особенностям. В условиях города она просто прекрасно себя ведет. К тому же постоянно езжу на рыбалку, и никаких проблем абсолютно нет.
Несмотря на довольно экзотический вид, проходимость у «горбатого» что надо. Ему могут позавидовать даже современные джипы. Клиренс у авто высокий, а задний привод, да еще и на первой скорости, позволяет преодолевать ухабы и грязь. Вдобавок внутри машина выглядит даже просторнее, чем снаружи. Рост у владельца – 185 сантиметров, но внутри с такими габаритами, с его слов, очень даже комфортно. И ногам не тесно, и от головы до потолка еще есть много места.
– Максимальную скорость на нем я развивал 120 километров, – поделился Александр Иванович. – Но долго, конечно, так ехать нельзя – идет перегрев двигателя. Машина эта больше все-таки городская. Можно ездить на работу, дачу, за покупками, такого низкого расхода топлива сейчас, наверное, нет ни у одного автомобиля.
Насколько ЗАЗ-965 был популярен в свое время, можно судить по советским фильмам. Впервые он «засветился» на экране в популярной ленте «Три плюс два». Потом смешная машинка промелькнула в знаменитом мультике «Каникулы в Простоквашино». Она выделялась по квотам в первую очередь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ну а уж потом всем другим очередникам. Стоила по старым деньгам всего 1800 рублей. Причем переключение скоростей, как правило, для удобства располагалось на руле. В Европе «Запорожец» тоже пришелся кстати. Его экспортировали в Финляндию, Францию и Германию. Местные автовладельцы полюбили «горбатого» за необычный внешний вид, низкую прожорливость и неприхотливость. У коллекционеров машина спустя десятилетия тоже пользуется повышенной популярностью, но только при одном условии – все запчасти должны быть родными.
– Ко мне часто обращаются с просьбой продать мою машину, – объясняет Александр Чугунов. – Предлагают 200 долларов, но я не соглашаюсь. Я думаю, что отдал бы такой раритет за пять тысяч, не меньше. К тому же у меня есть полный комплект запчастей на капитальный ремонт двигателя. Если такое заманчивое предложение поступит, то соглашусь, нет – буду сам ездить.
Конечно, хозяин-барин, но честно говоря, не хотелось бы, чтобы редкая машина исчезла с улиц Усть-Каменогорска. Согласитесь, когда вам навстречу едет «дедушка» отечественного автопрома, да еще в такой хорошей форме, то невольно хочется улыбнуться, поприветствовать его фарами и просто уступить дорогу.
Фото Виталия Иванова