Дело Пестрого. Подводные камни Алаколя

На него едут отдыхать с двух сторон – из Алматинской и Восточно-Казахстанской областей. Его соленые воды и лечебные грязи могут излечить от многих болезней. На его берегах ежегодно вырастают дома и базы отдыха, пансионаты и санатории. Да, это все об озере Алаколь, которое называют жемчужиной Казахстана, но которое почему-то так и не может стать жемчужиной туристической отрасли страны.
Бизнесмены, возводящие на побережье Алаколя базы отдыха, избрали, по их мнению, наиболее привлекательную для туристов политику – практически все они предлагают отдыхать по системе «all inclusive» или «все включено». И это, наверное, правильный выбор, поскольку наши граждане на отдыхе хотят действительно отдыхать, а не стоять у плиты или мыть посуду. Но почему-то успешно прижившаяся в Турции, Египте и других странах мира система на Алаколе дает регулярный сбой. Наш корреспондент побывал на берегах Пестрого озера и попытался разобраться, какие подводные камни мешают притоку туристов на Алаколь.
Вопросы, касающиеся уровня развития инфраструктуры в том или ином месте массового отдыха, обычно волнуют туристов в первую очередь. Уж больно это всеобъемлющее понятие. Тут и наличие/отсутствие санузлов, качество питания, температура воды в бассейне, если таковой имеется, наличие развлекательных программ, безопасность на воде и многое другое. Но самый первый вопрос, который встает перед горожанами, желающими отдохнуть, – это как добраться?
И уже здесь начинаются проблемы. То есть, чисто теоретически их нет: в Урджар летает регулярный рейс, автобусы исправно курсируют между областным центром и манящим побережьем. Если есть собственный автомобиль, то, казалось бы, и вовсе нет помех и преград. Но они есть. Имя главной из них – дорога.
Даже на машине расстояние от Усть-Каменогорска до Алаколя можно преодолеть не меньше, чем за семь часов. А если у вас не внедорожник, который с легкостью преодолевает ямы и кочки, то будьте готовы к тому, что придется потратить и все 12. На некоторых участках дорога, выражаясь на сленге автомобилистов, просто «убитая». Правда, впечатления немного скрашивают примерно 200 километров дорожной радости – ровного асфальтового полотна с новой белоснежной разметкой.
Как нам рассказали в Урджарском районе, приобрести билеты на самолет, курсирующий между райцентром, Семеем, Усть-Каменогорском и Алматы, в сезон практически невозможно. Дело в том, что многие билеты покупают туроператоры, предлагая их потом за компанию с «горящими» турами. Такая же ситуация обстоит и с другой стороны Пестрого озера. Алматинцам, желающим доехать до Алаколя на поезде, приходится, в буквальном смысле, догонять убегающие вагоны и впрыгивать на подножки. Приобрести билеты цивилизованным способом нереально, если вы планируете свой отдых самостоятельно.
Казалось бы, что может быть проще, чем один раз потратиться на качественный ремонт дороги и решить проблему доставки туристов к озеру, если не навсегда, то на добрый десяток лет. Однако в районном бюджете денег на это, естественно, не хватает. Здесь ждут инвестиций со стороны областного и республиканского бюджета. В областном туристском центре говорят, что работа ведется поэтапно каждый год, поскольку разом решить проблему не позволяют средства. А ведь отдыхать жителям Восточного Казахстана хочется в этом году, а не поэтапно доезжая до Пестрого озера году к 2018.
Если тема дорог уже давно набила оскомину, поскольку о ней только ленивый не писал и не говорил, то другая проблема «пестрого» побережья в этом году начала набирать обороты. В связи с появлением большого количества домов отдыха, местная линия электропередачи попросту не справляется с таким напряжением.
По словам руководителя Урд-жарского отдела строительства, архитектуры, градостроительства, ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, на сегодняшний день существует острая необходимость в инвестировании. Только финансирование может усилить напряжение в электросети и ослабить его у отдыхающих, регулярно остающихся без света.
– Мы приезжаем на Алаколь ежегодно в течение семи лет, – рассказывает отдыхающая Елена Кочнева. – В этом году творилось что-то небывалое.
Практически ежедневно отключалась электроэнергия. Разговаривали на пляже с другими туристами, они говорят, что в их домах отдыха такие же проблемы. Не очень приятно, согласитесь, остаться без света, к примеру, в душе. Мы ведь живем в цивилизованном мире. Я могу понять, что на Алаколе есть проб-лемы с сотовой связью и интернетом, до недавнего времени его здесь не было вообще, но с электричеством что-то нужно решать.
Представить себе что-то подобное, к примеру, в отеле на берегу Средиземного моря сложно. Там, если и пропадает свет, то это скорее сбой в системе, нежели новая система под названием «все выключено».
На одном из недавно прошедших совещаний глава региона Даниал АХМЕТОВ обратил внимание на побережье озера Алаколь. Однако отнюдь не для того, чтобы похвалить местную исполнительную власть и бизнесменов за привлечение туристов. Напротив, аким области был возмущен некоторыми моментами из жизни отдыхающих.
– Из 136 объектов, расположенных на побережье, только у четырех есть вся необходимая инфраструктура, – сказал Даниал АХМЕТОВ. – Выявлены вопиющие нарушения противопожарной безопасности, антисанитарные условия в пунктах общественного питания и многое другое. При этом у владельцев всех остальных домов отдыха на руках есть подписанные акты государственной комиссии. Я поручаю профильным ведомствам разобраться в сложившейся ситуации.
К сожалению, журналисты не имеют отношения к государственным органам и комиссиям, поэтому представителям СМИ вряд ли удастся получить достоверную информацию о том, откуда «растут ноги» у этих разрешительных документов.
Но стоит всего лишь приехать на Алаколь, как понимаешь и, более того, разделяешь справедливое возмущение главы региона. Судите сами: живописнейшее озеро, на берегах которого полнейший беспорядок. Ни о какой системе застройки или архитектурном планировании здесь явно ничего не слышали. Базы отдыха буквально натыканы одна на другую, некоторые не отделены даже символическим заборчиком, а у иных и вовсе отсутствуют какие-либо опознавательные знаки. И все это в окружении бесконечных рынков с купальниками и шляпками, кафешек с призывными лозунгами «Хочешь мант или беляш, будешь счастлив, гость ты наш». В деревянных строениях, выполненных из бруса, нет огнетушителей, а на так называемом пляже ровным слоем лежат арбузные корки и прочие следы пиршеств. Но об этом чуть позже.
На фоне всеобщей бессистемности выделяются отели, стремящиеся к пятизвездности. Они ограждены красивыми заборами, там есть газоны и клумбы, наверняка, на стене висит план эвакуации и огнетушитель. Но и стоимость у таких домиков варьируется от 20 до 40 тысяч с человека в сутки. Элитный отдых среди хаоса, иначе и не скажешь. Нехитрый подсчет говорит нам о том, что за десятидневный отдых на двоих придется раскошелиться на 800 тысяч тенге. За эти деньги на пляж вас будут возить на автобусе и развлекать аниматоры.
– Нельзя сказать, что сервис совсем не улучшается, – поделились с нами отдыхающие из Сургута. – Мы были в Сочи, Геленджике, на других курортах, но здесь нам очень нравится само озеро. Его вода действительно обладает какими-то чудодейственными свойствами. Да, днем на пляже много мусора, но мы любим купаться по утрам, тогда гораздо чище.
Действительно, уже около трех лет на побережье работает фирма «Алаколь Тазалык», сотрудники которой в пять утра собирают мусор в зоне купания. На сегодняшний день штат компании – 30 человек, однако этого явно недостаточно, чтобы полноценно очищать такую территорию.
Но кроме мусора на пляже Алаколя есть еще одна проблема. Собственно говоря, она заключается в практически полном отсутствии этого самого пляжа. Тут поневоле вспоминаешь старый советский анекдот о том, что в час пик на берегу загорает только верхний слой отдыхающих. Ласковые волны Пестрого озера каждый год отвоевывают у турис-тов желанные метры гальки.
– Одного волнореза, установленного здесь, катастрофически не хватает, – говорит Дидар Хамитов. – По проекту их должно быть восемь, но на это необходимо дополнительное финансирование.
Деньги нужны всем и везде. Почему-то бизнесмены не торопятся привезти, к примеру, песок и засыпать территорию, оборудовать ее шезлонгами и зонтиками. Все это требует вложений, а сезон на Алаколе короткий, ждать окупаемости, а тем более прибыли, придется долго.
– Мы несколько лет подряд ездили на Алаколь, но в позапрошлом году решили изменить привычкам и два последних года ездили в Грузию, – говорит турист Евгений Светов. – Цены там не слишком отличаются от алакольских, а уровень сервиса гораздо выше. Для того, чтобы брать с отдыхающих такие суммы, необходимо соответствовать хоть каким-то стандартам. А нам до этого очень далеко.
Урджарские власти надеются, что в следующем году из бюджета области будут выделены средства, чтобы сделать побережье Пестрого озера более «порядочным». Хотя для начала им необходимо серьезно проверить всех, кто принимает туристов на Алаколе. А иначе они и дальше будут говорить, как одна из пользователей популярной социальной сети «Фейсбук»: «Когда перед отъездом на перроне обменивались впечатлениями с отдыхающими других баз, пансионатов и санаториев, очень часто звучали различные претензии. Солидарны были только в том, что вода в озере удивительная». Очень хочется, чтобы в ближайшем будущем Алаколь вышел за рамки того, что всем понравилась только вода.
Фото Сергея Сурова
Урджарский район


