О чем молчат риддерские мосты?
Ремонт мостов для Риддера – больная тема. Основные путепроводы в моногороде были построены еще в советское время и многие годы не видели капитального ремонта. Делать это долго и дорого, но, как говорится, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Иначе будет поздно.
В начале августа жители риддерского садоводческого общества «Алтай» собирались выйти на санкционированный митинг. И бумагу соответствующую подготовили и отправили в акимат. Так, мол, и так, предупреждаем исполнительную власть о своем намерении выйти на митинг и получить от представителей исполнительной власти ответы на вопросы по поводу восстановления моста через речку Тихая в районе поселка Позднопаловка.
Дело в том, что этот мостик сильно пострадал во время весеннего паводка в мае т.г. Часть моста вообще смыло. Чтобы хоть как-то перебираться на другой берег, дачники за свой счет соорудили временный мост из бревен. Но это кардинальным образом не решило проблему и к тому же оказалось небезопасно.
– У нас уже был неприятный случай. Девочка шла по бревнам, оступилась и упала в реку. Хорошо, что она была не одна. Ее сразу же спасли, к счастью, обошлось без травм. Но если бы ребенок шел один? Тут и до беды недалеко, – рассказывает председатель правления садоводческого общества «Алтай» Александр Казанцев.
Мостик является единственной дорогой до города для дачников «Алтая». По словам Александра Казанцева, если раньше в поселке жило около 100 семей, то теперь многие побросали свои участки. Сейчас, в летнее время, в садовом обществе проживают чуть больше 70 семей, из них 22 живут круглогодично и для них это единственное жилье.
– Мы уже хотели заявлять протест властям, но после того, как направили заявление в акимат, к нам приехал аким Риддера Жомарт Муратов и пообещал, что работы по ремонту моста будут начаты в ближайшее время. Мы согласились подождать, – продолжает председатель правления садового общества. – Но, понимаете, в этом деле долго тянуть тоже нельзя. Вот скоро начнется осенний подъем воды, вдруг ситуация повторится? Что тогда будет? Мы останемся вообще отрезанными от цивилизации?
По словам руководителя дачного сообщества, мостик через речку Тихая не стоит на балансе какого-либо предприятия, с которого можно было бы спросить за ремонт. Он построен еще в советское время и после распада СССР новых хозяев, желающих присматривать за путепроводом, не нашлось. Люди понимают, что юридически акимат не отвечает за данное техническое сооружение, но легче от этого не становится.
– Если обещание не будет выполнено и наш мостик не восстановят, мы выйдем и перекроем дорогу Риддер-Усть-Каменогорск, – говорит Александр Казанцев.
– Другого выхода у нас просто нет. Акимат предлагает нам вообще переселяться из этого поселка в Четвертый микрорайон, но ведь бесплатно жилье людям никто не даст. А взять ипотеку, оформить заем не каждый может себе позволить. Вы понимаете, в дачном обществе живут люди не слишком большого достатка.
В акимате Риддера о проблеме хорошо знают и прилагают усилия, чтобы ее разрешить. Заместитель акима города Сергей Харченко сообщил, что акимат по закону не может выделить деньги на ремонт моста. Ведь сооружение действительно не стоит на балансе ни одного из государственных учреждений. Факт выделения денег на «ничейный» мост легко вскроется при первой же проверке.
– Это бесхозный мост, на него нет вообще никаких документов. Мы пытались найти концы хотя бы в архивах, но тщетно. Тогда пошли другим путем, обратились за помощью к бизнесменам. Один из них – Федор Шевцов – пообещал помочь, – рассказывает Сергей Харченко. – В настоящее время закупается материал для ремонта, как только вода немного спадет, работы будут начаты. Я уверен, что до конца сентября ремонт моста через речку Тихая будет завершен.
Однако заместитель акима города не уверен, что отремонтированный мост не смоет во время следующего паводка. Все же это лишь небольшой ремонт, а не полное капитальное восстановление путепровода. Чтобы сделать надежный мост за счет бюджетных средств, нужно пройти все необходимые бюрократические процедуры. Сначала найти деньги на технико-экономическое обоснование проекта, разработку проектно-сметной документации, потом утвердить проект в области или даже в Астане. Первый шаг – заявка на ПСД – будет сделан в следующем году.
Что касается социальной поддержки, то власти обещают пустить школьный автобус, который будет развозить детей из садоводческого общества «Алтай» по школам. Но в любом случае, детям придется ходить по шаткому мостику.
Нужно трезво оценивать, что заявка на строительство этого моста может быть отклонена по причине экономической нецелесообразности. Ведь, как правило, возведение таких технически сложных сооружений – очень дорогостоящее дело. А на другой стороне реки живут всего 70 семей. Вероятно, именно из-за возможного отказа в финансировании власти и предлагают дачникам вариант переезда. Кроме приобретения квартир есть разные варианты, в том числе и аренда, размер которой по государственным программам не так уж велик.
Еще два моста в Риддере также ждут внимания властей. Так, мост через правый рукав реки Ульба уже давно просит обновления. Сооружению в этом году исполнилось 52 года, и со времени сдачи его в эксплуатацию оно не видело ни реконструкции, ни капитального ремонта.
По информации специалистов отдела внутренней политики Риддера, у данного путепровода несколько отклонений от нормы. За годы эксплуатации произошел пролом плиты проезжей части, идет разрушение бетона устоя, железобетонной плиты тротуара, образовалась коррозия рабочей арматуры.
Эксперты фиксируют потерю устойчивости вертикальных плит, повреждение фасонок опорного узла, образование трещины в месте соединения упорного зуба, разрушение тротуарных железобетонных плит. Для восстановления моста необходимо провести его капремонт. Ориентировочная стоимость затрат – более 94 миллионов тенге.
Власти рады бы выделить деньги в законном порядке. Но дело застопорилось из-за нерадивых составителей проектно-сметной документации.
– Фирма, выигравшая тендер на составление ПСД для ремонта моста через правый рукав реки Ульба, свою работу не выполнила. Мы подали на них в суд, идут необходимые в таких случаях процедуры, – объяснил заместитель акима города Сергей Харченко.
Мост через левый рукав Ульбы тоже может посоревноваться в количестве пунктов в дефектном акте. Он был построен взамен разрушенного моста в далеком 1969 году. С тех пор рука строителей больше не касалась путепровода.
Среди основных недостатков этого однопролетного моста можно назвать подмыв фундамента устоя, разрушение укрепления конуса насыпи, коррозию опорных площадок, нижнего слоя балок, поверхностное разрушение бетона плиты. Возможно, самым «несерьезным» в этом списке может быть только повреждение перил ограждения.
На этот мост также нельзя закрывать глаза. Нужна реконструкция или капитальный ремонт. Только ПСД оценивается примерно в три миллиона тенге.
– Заявка на составление проектно-сметной документации по данному объекту уже подана в областное управление строительства, архитектуры и градостроительства, – отмечает Сергей Харченко. – Мы надеемся получить положительный ответ и приступить к дальнейшей работе.
Справедливости ради стоит отметить, что в городе уже есть положительные примеры возведения новых мостов. Один из них – проект строительства еще одного автодорожного моста через Ульбу, соединяющего разные микрорайоны города. Прежняя деревянная конструкция была в аварийном состоянии, использовалась уже более полувека. Старый мост не выдерживал транспортной нагрузки и требовал замены.
Общая сумма затрат по данному проекту составила 498 миллионов тенге. Строительство было начало еще в 2013 году, и официальное открытие пришлось на конец 2014 года. Проект, начатый под руководством экс-акима Бердыбека Сапарбаева, принял уже Даниал АХМЕТОВ.
По словам руководителя подрядной организации ТОО «Дорожно-строительное управление № 14» Александра Федосова, строители даже выполнили основные работы раньше срока, чтобы скорее открыть переправу. Была идея (к сожалению, она пока не воплощена в жизнь) строительства новой прямой трассы от Риддера до областного центра. В таком случае мост стал бы транзитным. Но даже в этом случае он бы смог выдержать нагрузку.
К слову, данная организация, зарекомендовавшая себя как добросовестный подрядчик, совместно с СПК «Ертіс» разработала проект по производству балок и пролетных строений, который позволил бы значительно сократить затраты на строительство и ремонт мостов. Это могло бы помочь решить проблемы с путепроводами не только в Риддере, но и других городах области.
Понятно, что в условиях сложной экономической ситуации быстро решить даже самые неотложные коммунальные проблемы моногорода не удастся. И решение о выделении средств зависит не от властей Риддера и даже области. Такие крупные проекты, как правило, финансируются из республиканского бюджета. И, соответственно, нужно получить одобрение в Астане, в профильном министерстве. Однако путь складывается из отдельных шагов. И главное, что эти шаги власти уже делают.
Риддер