Чудо горного массива Кокен-Тау
В ста километрах от Семея находится горный массив Кокен-Тау, изобилующий археологическими памятниками.
Одним из наиболее достопримечательных природных объектов является трехглавая гора Уш-айыр, в переводе на русский язык – «Разделенная на три».
Предварительная археологическая разведка, проведенная краеведами общества «Прииртышье» и членами клуба «Жер-Су», позволила обнаружить древние курганы с четырьмя над могильными изваяниями, старое кладбище, фундаменты древних строений, каменные орудия труда, фрагменты керамической посуды и т.д. Все это является свидетельством проживания человека на этой территории на протяжении нескольких тысячелетий.
Менгиры (вертикально врытые в землю каменные столбы) Кокен-Тау ставились именно вертикально. Ведь в тех случаях, когда менгир является надгробным памятником, его постановка представляла собой довольно длительную и трудоемкую работу. Ведь нужно было сначала найти подходящий камень, затем его обтесать, высечь изображение на нем, а затем еще и вкопать его вертикально! Не проще ли было бы просто положить каменную плоскую плиту горизонтально с высеченным на ней изображением, если этот элемент являлся столь уж важным?!
А разница состоит в том, что каждый вертикально поставленный менгир – это своего рода символический указатель пути в небо, своеобразный тоннель, по которому души людей взмывали в небесную высь, к божествам верхнего мира. Именно поэтому менгиры вертикальные и никакие иначе.
Изваяние парное, потому что пара символизировала постоянное превращение одного в другое, Луну сменяет Солнце и наоборот.
Точной и однозначной интерпретации данного рисунка пока нет. Но наше мнение таково: петроглиф изображает процесс преображения человека в духа, и его взлет над земным миром в мир верхний.
Трехзубая гора с животным рядом – это элемент культа гор. Но представленное здесь изображение является не более чем частью, можно сказать, обломком большого знания, некогда в стародавние времена являвшего собою целостный культ гор со своими ритуалами и праздниками, со своим священством – шаманами.
Если рисунки были бы представлены в большем количестве, то и расшифровка их могла дать более точную информацию.
Исследователи полагают, что в эпоху неолита площадка, расположенная у подножия грота, представляла собой специальное место для проведения религиозно-магических церемоний шаманского толка.
Семей


