Общество

Древнее святилище и след Бога

Как только наступает лето, люди начинают мигрировать, используя эту прекрасную пору времени для путешествий. На тех, у кого отпуск пришелся на так называемый каникулярный период, остальные смотрят с завистью. При этом забывая, что рядом столько прекрасных мест, где можно отдох-
нуть не хуже, чем в дальнем и ближнем заграничье. Оказавшись не выездными этим летом, мы решили проложить свои маршруты выходного дня.

Древнее святилище и след БогаОб уникальности Ак Баура рассказывать не буду, поскольку в нашей газете не раз писали об этом артефакте. Расскажу о том, как можно познавательно и с удовольствием провести один из свободных дней. О том, что у нас есть свой Стоунхендж, в нашей семье знали, конечно, а вот побывать никак не удавалось. Решение отправиться к древнему святилищу родилось спонтанно. Чтобы не плутать по дорогам, «загуглили» в интернете информацию и выяснили, что храм под открытым небом, где возможно жили древние жрецы, находится в 38-ми километрах от областного центра, неподалеку от Самарской трассы. По сегодняшним меркам, это не расстояние, много времени не понадобится, чтобы очутиться в священных местах.

И вот мы на месте. Заплатив небольшую сумму на входе, а с недавнего времени территория Ак Баура ограждена, мы остались наедине с историей. То ли сила внушения, то ли действительно существует такой эффект, но как только мы оказались в заповедной зоне, посторонние звуки перестали существовать. Тягучая тишина окутала с головы до ног, суета и заботы городской жизни остались за воротами.

Причудливые скалы, рукотворные горки из камней, кусочки ткани, повязанные на дереве, все казалось очень знакомым. Передохнув на скамейке (хорошая идея), отправились к гроту. Ну как же, побывать на Ак Бауре и не увидеть собственными глазами древние рисунки, не посмотреть на небо, как это делали наши пращуры. Чтобы оказаться в гроте, нужно преодолеть пять-шесть природных ступеней. Казалось, чего проще, но по наклонной поверхности в неудобной обуви подняться не просто, все время скользишь вниз. И вот восхождение в верхний мир (так это называют некоторые ученые) состоялось, сквозь отверстие в виде сердца синеет небо, по стенам разбросаны петроглифы, ученые их систематизировали и описали. Одни увидели изображение людей и животных, другие – целые созвездия. Действительно, одно из них напоминает Ковш Большой Медведицы. А может, древние жрецы изобразили путь светил на небе?! Ведь тут есть и знаки Солнца, и другие небесные символы. Мыслей рождается много, когда рассматриваешь рисунки. Но это пусть ученые решают, какая версия верна. Для нас важнее прикоснуться к вековой истории, почувствовать энергию священного места.

И память услужливо подсказала, где еще мы видели подобные грот и изображения. В юности на озере Жасыбай, что находится в Баянаульском районе Павлодарской области. Там такая же причудливая россыпь гор, и фигурки на скалах, расположенные по своеобразной траектории.

Время словно сжалось, мы меньше часа провели в окрестностях гор, а казалось, что прошло как минимум полдня. Успели посмотреть, какой путь указывают каракши (дословно – «смотрящий»), белые камни, врытые на вершине холма. На них нужно смотреть с определенного места. Вспомнилось, читала о том, что каракши показывают направление к Ак Бауру, развалинам буддийского храма Аблайкита и ко многим другим курганам. Полюбовались окрестностями с вершины скалы, которую ветры и дожди словно специально выровняли для того, чтобы удобнее было путникам коротать время. Жертвенный камень навеял мысль о вечном…

Уходить не хотелось, но впереди нас ждали новые открытия, и мы отправились в путь, в сторону таинтинских озер. На одном из них, Шыбындыколе, решили отдохнуть и пообедать. Опять воспользовались интернетом, чтобы найти более удобный путь. Ехали меньше часа по красивым местам – мохнатые от зелени горы и скальники, небольшие населенные пункты и множество парящих птиц.

Людей было немного, наверно прохладный день не располагал к купаниям. Березовая роща и берег принадлежали только нам. После прогулки аппетит разыгрался, и пока жарилось мясо, домочадцы нетерпеливо поглядывали на очаг. Нужно сказать, что рядом с берегом несколько мест, отведенных под кострища. Так что можно приготовить еду и вскипятить чай. Мы благоразумно запаслись топливом, чтобы не тратить время на поиски и не нарушать природный баланс.

Как побывать на озере и не искупаться, подумали мы, и смело ринулись в воду. В этот день получили еще один подарок от природы. Омовение оказалось целебным, от усталости не осталось и следа. Полюбовавшись окрестными местами, сделав фотографии на память, мы поехали дальше. Теперь уже на Сибинские озера. Понятно, что на помощь снова пришла Всемирная сеть, благо везде есть мобильная связь. Дорога петляла между сопок, мысли текли плавно, было спокойно и хорошо на душе. Подумалось, что мы сами себя лишаем вот такого ощущения, ведь стоит только захотеть и отправиться в путь и получишь массу позитивных эмоций. По дороге нам попадались какие-то строения, маленькие кафешки. Когда увидели кумысную, решили попробовать бодрящий напиток. Наши ожидания не обманулись, кумыс был замечательный, и мы прикупили бутылочку домой.

Всего десять километров от села Бозанбай проехали и вот они, Сибинские озера. Всего их пять – Кашкербай (Сасыкколь), Алка (Куржинколь), Ульмеис (Шалкар), Дюйсен (Торткараколь), Истыкпа (Канаколь). Через все протекает безымянный ручей. Расположены они рядом и с высоты птичьего полета напоминают отпечаток руки. Вспомнилось, что мне как-то рассказали легенду об их происхождении. Шел Всевышний по Земле и любовался своим творением. Засмотрелся на красоту здешних мест и споткнулся об одну из гор, чтобы удержаться, оперся рукой о землю. Так и остался его отпечаток, который потом заполнился водой. Поэтому считается, что озера эти не простые, а целебные. В одном поправляли свое здоровье воины, в другом красавицы купались, чтобы дольше сохранить молодость, в третьем – лечили хвори старики. Каждый решает сам, верить в такую версию или нет, но места тут действительно удивительные.

Калбинское нагорье очень красивое, именно здесь расположены водоемы, которые обрамляют гранитные и песчаниковые скалы, и глыбы, напоминающие гигантские блины, сложенные в стопки. Как выяснилось, здесь водится много рыбы. Один из рыбаков поведал – есть плотва, щука, линь, сазан. По берегам гнездятся утки, в некоторых водоемах можно увидеть ондатру. Нам повезло, зверек показал свою симпатичную мордочку и уплыл восвояси.

Одна из достопримечательностей этих мест – развалины буддийского храма, воздвигнутого во второй половине XVII века. Уже приехав домой, нашла информацию. Оказалось, в 1654 году хан Аблай, выписав работников из Китая, начал в этих местах строительство буддийского монастыря Аблайкит. Место выбрано не случайно, строение возвышалось над долиной реки Аблакетки, Сибинскими озерами и закрывало путь с запада в долину Таргына и далее к Иртышу. Как пишут исследователи, с высоты птичьего полета вся местность, заключенная в стенах крепости, имеет форму пятиугольника. Науке это сооружение известно с 1720 года, всего было три строения, обнесенных стеной. «Монастырь с дополнительным строением перед ним был возведен на искусственном фундаменте с кирпичными поручнями. Очевидно, башня и крыша дополнительного здания были сделаны из дерева и сгорели во время захвата крепости. Окна располагались на деревянной части стены. Сам монастырь был построен из белого кирпича, башня была из дерева, а крыша покрыта черепицей и украшена зеленой и голубой мозаикой. Пол – кирпичный. Второе строение также было из кирпича, второй этаж – деревянный, впоследствии разрушенный пожаром».

А еще резиденция хана, которую называют по-разному – храм, монастырь, укрепление, была известна храмовой библиотекой. Первые исследователи обнаружили и собрали великолепную библиотеку тибетских манускриптов, которые были зарыты неподалеку. Здесь же, как гласит еще одна легенда, зарыт клад, в котором спрятана золотая статуя Будды больших размеров.

В фондах Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея, куда мы сходили на следующий день после поездки, хранятся уникальные находки с территории Аблайкита. Это джунгарский меч XVII века, древний свиток «дхарани» – санскритский текст, написанный тибетскими литерами, фрагмент письма на бересте, обломки глиняных скульптур и керамики, остатки настенных росписей, фрагменты облицовки и кирпичи, основания колонн храма. Именно сотрудники музея составили историческую часть научного обоснования о необходимости создания Национального парка на территории Сибинских озер, уникального природно-ландшафтного комплекса, где сочетались бы заповедные зоны с зонами отдыха и туризма.

Купание в одном из озер освежило нас, и теперь путь лежал домой, в город. Всего 85 километров отделяют современный областной центр от вековой истории, и нам удалось «прочитать» одну из ее страниц.

О своей поездке мы рассказывали всем, так переполняли эмоции. Кто-то бывал уже в этих заповедных местах не раз, кто-то воодушевился и тоже собрался совершить экскурс. Но все говорили, что идея путешествия одного дня замечательная. И можно делать такие вылазки чаще, благо подобных мест в Восточном Казахстане немало.

Следующая наша поездка была в другой регион.

Ольга Шепель

Еще новости

Back to top button