Общество

Вы что, шутите?

Что может объединять банковского работника, учителя истории, телевизионного журналиста, технолога, юриста и бывшего танцора? Молодые люди, представляющие эксклюзивное для Усть-Каменогорска движение Stand Up UKG, точно знают ответ на этот вопрос. Несомненно, это чувство юмора. Всем известно, что смех продлевает жизнь и даже способен излечить некоторые заболевания. Так что на интервью к ребятам я шла, как на прием к доктору. Через два часа от зимней хандры, офисной скуки и усталости не осталось следа. Это реально работает.

Вы что, шутите?– Как вы относитесь к журналистам?

– Мы их ненавидим, – с совершенно серьезным видом отвечает мне комик из Семея Нурлан Дюсембаев.

Через секунду, насладившись моим удивленным выражением лица, вся команда Stand Up UKG взорвалась смехом. И вот тут я поняла, что заготовленные вопросы можно смело отправить в мусорное ведро и придется импровизировать.

С шуткой по жизни

Почти у всех комиков команды КВНовское прошлое. Кто-то играл только в Усть-Каменогорске, кто-то успел порадовать своими шутками жителей Сибири. Сегодня бывшие соперники идут под одним флагом острого злободневного юмора, который близок и понятен каждому.

– Все наши шутки – из жизни, – говорит Алибек Досумбаев. – Ситуации, которые мы описываем на сцене, могут случиться не только с самим комиком, но и с любым из присутствующих в зале. Когда зритель узнает себя, он становится ближе.

Казалось бы, чего проще – бери от жизни все, начинай над этим шутить и становись стендап-комиком. Однако свое право смешить еще нужно отстоять. Для этого ребята на своих шоу создали рубрику «Открытый микрофон», где любой желающий может попробовать себя в этом, как выяснилось, нелегком деле.

– Публика избалована комедийными шоу, – говорит один из создателей Stand Up UKG Медет Калибеков, – поэтому зацепить зрителя становится все сложней. Если кому-то кажется, что в жизни он шутит не хуже Павла Воли, мы даем шанс показать себя. К примеру, участник «Открытого микрофона» Алмаз Сакиджанов выйдет с нами на сцену во второй раз. И если выступление пройдет удачно, он станет полноправным членом команды.

Наша беседа с ребятами состоялась во время репетиции. Так что я смогла воочию наблюдать, как рождаются лучшие шутки. Каждое выступление детально обсуждается. Обговаривается не только текст, но и жесты, интонация, манера подачи. Несмотря на то, что парней можно назвать профессионалами, они постоянно учатся друг у друга. В свободное от основной работы время. Да что там от работы. Репетиции не щадят никого, даже именинников.

– Алибека дома манты ждут, а он все равно с нами, – смеются парни.

– Вы все здесь сегодня? – спросила я.

– Кроме 17-летнего Олжаса, – ответил мне Евгений Щипков, который в своих выступлениях мастерски играет словами. – У него дополнительные занятия по алгебре.

По хитрой улыбке Евгения я поняла, что надо мной снова шутят. Услышав об игре слов, я не преминула поинтересоваться, не является ли Евгений филологом. Как выяснилось, его профессия очень далека от лингвистики. Он – повар-технолог.
– Знает все о белках, – улыбается представитель команды Аманжол Нуркас. – А еще у него огромный бицепс.

Все за одного

В процессе репетиции каждый участник зачитывает свой текст, а остальные оценивают его, как будто они и есть зрители. К слову, очень привередливые зрители. После прочтения начинается обсуждение. Этакий мозговой штурм на заданную тему. Шутки сыпятся со всех сторон, только успевай записывать.
Нурлан Дюсембаев не успевал, и на помощь ему пришел диктофон.

– Сложно написать хорошую шутку?

– У стендапа, как и у любого жанра, есть свои законы, – говорит Медет Калибеков. – Мы все изучали специальную литературу и знаем, как правильно построить выступление. Но без вдохновения, конечно, никуда.
– Где ищете музу?

– Они повсюду, – говорит самый старший комик в команде Василий Березовский. – Я предстаю перед публикой как суровый мужчина. Рассказываю о строящейся даче. Она, кстати, и вправду строится и стала неисчерпаемым источником вдохновения. Даже из упавшего на ногу кирпича можно сделать не только емкую матерную фразу, но и хорошую шутку.

Парни признаются, что употребляют в своих текстах ненормативную лексику. Все, кроме 17-летнего Олжаса. Сказывается и КВНовское прошлое, где была цензура, и то, что иногда именно одно жесткое слово наиболее точно описывает ситуацию или героя.

– Как зрители на это реагируют?

– Нормально, мы ведь не злоупотребляем этим, – говорит Медет Калибеков. – У меня вообще, скажем так, интеллигентный курчумский юмор, так что я стараюсь в своих выступлениях не материться.

Нурлан Дюсембаев – единственный комик в команде, который не прошел школу КВН. Однако это не помешало ему стать частью семьи Stand Up UKG.
– Он к нам из Семея пришел, – говорит учитель Нурдаулет Жаманкулов.

– Что, прямо пешком? – интересуюсь я.

– Ну, два раза подвезли по дороге, – вторит Нурдаулету юрист Аманжол Нуркас.

И они снова смеются. И сдержать улыбку на лице становится невозможно.

Таланты и поклонники

Сейчас ребята активно готовятся к третьему выступлению, которое состоится в одном из ночных клубов города. Публика уже ждет свежей порции шуток. Однако есть и те, кто негативно относится к творчеству парней.

– Мы считаем это успехом, – говорит Алибек Досумбаев. – Критические отзывы – это тоже признание. Были те, кто в интернете давал характеристику каждому из нас. Мы шутим над этим. Например, был комментарий: тот, кто выступал шестым, вообще не очень. Так теперь мы Васе так и говорим: Вася, ты не очень.

Но позитивных отзывов о выступлениях Stand Up UKG все-таки гораздо больше. Парни представили городу новый формат развлечения, которого не было до сегодняшнего дня. Причем они заранее договорились, что если шоу не «выстрелит», то второго шанса они сами себе давать не станут. Нужно отдать им должное, устькаменогорцы с нетерпением ждут следующего выступления юмористической команды.

Ребята из Stand Up UKG не отрицают, что некоторые зрители проводят аналогии и сравнивают их с именитыми комиками.

– Это тоже нормальная реакция, – утверждает Медет Калибеков. – Значит, есть над чем работать, чтобы стать оригинальными представителями жанра. И потом, мы ведь учимся у профессионалов, естественно, кто-то может проводить параллели. Главное, что нас никогда не обвиняли в плагиате. Здесь правила очень суровы – чужие шутки использовать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Глядя на парней, понимаешь, что, в общем-то, юмор других им и не нужен. Аманжол Нуркас иронизирует над собственной юридической специальностью, Медет Калибеков рассказывает о жизни в Курчумском районе, Алмаз Сакиджанов вспоминает свое танцевальное прошлое, Дидар Муратов знакомит зрителей с закулисьем телевидения. Но, пожалуй, самая благодатная почва для шуток у Нурдаулета Жаманкулова – современные школьники порой подбрасывают совершенно эксклюзивный материал.

– Он просто приходит и рассказывает о том, что происходило в школе, а мы уже видим, что это почти готовое выступление, – говорит Василий Березовский.
К слову, сам Нурдаулет выглядит, как одиннадцатиклассник, и это тоже постоянная тема для шуток.

У юмора не женское лицо

Отношения между полами – тоже одна из любимых тем. И здесь тоже не обходится без самоиронии.

– Никогда не хвастайтесь своим богатым любовным опытом, – говорит Аманжол Нуркас. – Вдруг кто-то знает правду?

– Почему у вас нет девушек? – задаю вопрос ребятам, имея ввиду представительниц стенд-апа.

– Отчего же, я, например, женюсь летом, – улыбается Алибек Досумбаев.

Они прекрасно поняли, что я подразумевала в своем вопросе, просто шутить для них также естественно, как дышать.

– Вы заметили, что в индустрии юмора 90 процентов мужчин и только 10 приходится на женщин? – спрашивает меня Медет Калибеков. – И дело здесь не в том, что мы не любим девушек, просто пока не нашлось достойной кандидатуры. Наши двери открыты, и если появится та, которая заставит нас смеяться над своими шутками, для нее обязательно найдется место в команде.

Конечно, мы не могли обойти стороной финансовый вопрос. Парни не скрывают, что пока шоу не приносит им прибыли. Именно поэтому они до сих пор работают на основной работе, тратя практически все свободное время на репетиции новой программы. Все, кроме, конечно же, 17-летнего Олжаса. Однако они верят в то, что их детище рано или поздно принесет им успех, славу и богатство.

– Может быть, у вас есть какой-то секрет?

– Хочется вспомнить цитату из мультфильма «Кунг Фу панда», – говорит Нурдаулет Жаманкулов. – Секретного ингредиента не существует. Если хочешь сделать что-то особенное, нужно просто поверить в то, что это что-то особенное.

– А вы верите?

– Конечно, да, – буквально хором отвечает мне дружная команда Stand Up UKG.

– Так признайтесь, почему вы все-таки не любите журналистов?

– Репортеры очень любят все преувеличивать, – говорит Медет Калибеков. – Больше крови, насилия. Мне порой даже кажется, что сценарии фильмов Квентина Тарантино пишет кто-то из журналистов, к примеру, «Рудного Алтая».

Наверное, самый главный плюс смеха – это его заразительность. Когда слышишь, как кто-то рассказывает хорошую шутку или смеется над услышанной, становится очень трудно сдержать себя и не расхохотаться в голос. Ребята из команды Stand Up UKG способны дать такой заряд позитива, что расплываться в улыбке вы гарантированно будете еще несколько дней. И я сейчас совершенно не преувеличиваю. И нисколько не шучу.

Серафима Березовская

Еще новости

Back to top button