Ценовой щит для социальных товаров
В Департаменте торговли и защиты прав потребителей рассказали о категориях социально значимых продовольственных товаров и ценовой политике государства в их отношении.
Какие продовольственные товары относятся к социально значимым?
Социально значимые продовольственные товары – это товары первой необходимости ежедневного спроса.
В Республике Казахстан социально значимые продовольственные товары состоят из 19 наименований продуктов: мука, хлеб, рожки, яйца, гречка, рис, сахар, соль, подсолнечное и сливочное масло, некоторые виды мяса и овощей (морковь, картофель, лук, капуста), перечень которых утверждён Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года №145.
Этим же документом чётко определены категории продуктов питания, например:
- мука пшеничная первого сорта
- хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой)
- яйцо куриное (I категория)
- молоко пастеризованное 2,5% жирности в мягкой упаковке
- кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке
- масло сливочное (несолёное, не менее 72,5% жирности, без наполнителей и растительных жиров).
В то же время, например, рожки, крупа гречневая, рис подразумеваются только весовые, расфасованные непосредственно в магазине. Потребитель должен понимать, что эти же товары, фасованные в индивидуальную упаковку в заводских условиях, в перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) не входят.
Какие административные меры применяются к предпринимателю, допустившему завышение цен на продукты?
Департамент торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РК о регулировании торговой деятельности, в том числе за соблюдением 15% торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» субъект внутренней торговли на социально значимый продовольственный товар устанавливает размер предельной торговой надбавки не более 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара.
За превышение размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары субъект предпринимательства привлекается к административной ответственности. Согласно части 1 статьи 204-4 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (КРКоАП) превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на СЗПТ, установленного законодательством РК о регулировании торговой деятельности, влечёт предупреждение.
В соответствии с частью 2 статьи 204-4 КРКоАП данное деяние, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечёт штраф на субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере семидесяти пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере трёхсот месячных расчётных показателей.
Как потребителю защитить свои права в продовольственном магазине, если ценники не совпадают с ценой на кассе?
Покупая в магазине или на рынке продукты, каждый из нас хотя бы раз сталкивался с некачественным товаром. Причём прокисшее молоко, мясо с неприятным запахом, перемёрзшие овощи и фрукты мы частенько сразу же выбрасываем в мусорку. Однако своё право на приобретение качественной продовольственной продукции было бы логичнее реализовать в законном порядке и вернуть испорченный товар продавцу.
Согласно статье 15 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены на товар такой же марки или возврата денег.
Для этого покупателю необходимо принести испорченный товар обратно в магазин. Если при этом сохранился чек, то проблем не возникнет. Однако если чек отсутствует, то вернуть товар будет сложнее. Но даже без чека можно доказать факт купли-продажи – например, сославшись на записи с камер видеонаблюдения.
Покупки в магазинах – привычное дело. Но не всегда они проходят без последствий. Часто можно наблюдать ситуацию, когда на ценнике одна цена, а на кассе другая. Как быть в этом случае? Сразу стоит оговорить, что это незаконно, и покупатель вправе отказаться от товара с повышенной ценой. Как правило, его оставляют на кассе.
Некоторые продавцы пользуются невнимательностью гражданина и пробивают товар по другой цене, оправдывая себя тем, что обновлённая информация ещё не пришла, была ревизия на складе или не хватает сотрудников в магазине.
Согласно пункту 12 статьи 24 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец обязан указывать стоимость товара. Товар, выставленный во внутренних и внешних витринах торгового объекта, оформляется ярлыком цен. Цена, которую магазин выставил на ценнике, – это публичная оферта, то есть своего рода формальный договор между магазином и покупателями, поэтому продавец обязан продать товар, а потребитель вправе купить товар именно по той цене, которая указана в оферте.
Более того, если продавец выставляет итоговую цену выше, чем указана на ярлыке, либо вовсе на товаре отсутствует ценник, то ему грозит наказание до 200 МРП в зависимости от категории субъекта предпринимательства, согласно пунктам 4 и 5 статьи 193 КРКоАП. Для принятия мер по данным статьям необходимо предоставить фото ценника и чек, выданный на кассе.
Если всё же товар был продан не по той цене, что указана на ценнике, потребитель вправе требовать от продавца возврата излишне оплаченной суммы. А в случае если администрация торговой точки отказывается делать возврат – покупатель имеет право написать претензию в адрес руководства с требованием выплаты разницы между указанной на ценнике суммой и фактически полученной. Если руководство торгового объекта не ответило на письменную претензию и не вернуло деньги в течение десяти календарных дней, потребитель может обратиться с заявлением в госорган, осуществляющий функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора с требованием неустойки (штрафа, пени) в размере не менее одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки со дня предъявления претензии до дня удовлетворения требований, согласно пункту 6 статьи 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
За разъяснением и защитой своих потребительских прав жители Восточно-Казахстанской области могут обращаться в Департамент торговли и защиты прав потребителей по ВКО по адресу: г. Усть-Каменогорск, ул. Крылова, 114, тел. 8 (7232) 267-207, e-mail: dzpp.vko@mti.gov.kz
Защитите свои права и станьте грамотным потребителем!
Фото «Рудный Алтай»